«Я уверена, цветы всегда будут частью Александровского дворца»
Сотрудники музея изучают источники и выясняют, что за растения раньше украшали императорские комнаты и какую историю можно рассказать с их помощью.
Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»
В сентябре 2023 года Александровский дворец украсили изысканные цветочные композиции. Сотрудники ГМЗ «Царское Село» постоянно изучают архивы и дореволюционные фотографии, чтобы комнаты наполнились ароматом новых растений. Как появилась идея проекта и что увидят посетители музея весной, рассказала начальник отдела развития и реализации проектов Александровского дворца ГМЗ «Царское Село» Татьяна Андреева.
Откуда привозят образцы растений для «Цветущего дворца»?
Некоторые растения приезжают из оранжерейного комплекса «Верхние теплицы» нашего музея, часть мы специально закупаем для проекта. В композициях используем как растения в срезке, так и многолетние образцы, которые после «участия» в проекте возвращаются в теплицы.
Замечу, что наши оранжереи – это исторический комплекс, он появился здесь одновременно с самой императорской резиденцией.
Цветы постоянно нуждаются в уходе. Кто этим занимается?
Современные флористы расставляют во дворце композиции и дают рекомендации: как и когда их поливать. А наши замечательные смотрители это делают. Есть цветы, которые не любят влагу, есть те, которым она нужна. Всё под контролем специалистов.
У «Цветущего дворца» несколько партнёров, расскажите, какую роль они играют в проекте?
Мы официально стартовали в сентябре. У нас большая команда. Первый участник проекта – музей-заповедник «Царское Село», второй – Высшая школа экономики (ВШЭ), третий – журнал «Интерьер+дизайн». Партнёр-подрядчик «Цветущего дворца» – Максим Лангуев, один из лучших декораторов России. Он по первому образованию флорист и садовник.
Сам проект состоит из двух частей: первая – работа с интерьерами Александровского дворца. Раз в месяц на протяжении года мы декорируем помещения различными композициями. Изучаем источники и выясняем, какие цветы раньше украшали дворец в тот же период и какую историю можно рассказать с помощью растений.
Цикл продлится двенадцать месяцев, в августе установят последнюю композицию.
Вторая часть – разработка сувенирной продукции по мотивам «Цветущего дворца». В мае планируем запустить конкурс. В этот этап вовлечены студенты ВШЭ. Мы хотим, чтобы линейку сувениров для нас разработали молодые дизайнеры. Так что можно сказать – ищем юные таланты.
И здесь нам помогают студенты. Недавно как раз договорились с московским и петербургским кампусами ВШЭ об условиях проведения конкурса. При этом мы бы не хотели ограничиваться только студентами ВШЭ. У нас есть контакты в Политехе и ИТМО, и мы будем предлагать и другим вузам принять участие в конкурсе. Приходите!
А что получат победители?
Открою вам секрет: у нас будет три победителя. Проект, который получит Гран-при, мы реализуем, то есть выпустим линейку сувениров, которая появится в продаже в магазинах музея-заповедника.
Два других – сохраним, чтобы была возможность использовать их в будущем. Мы считаем, что для начинающих реализовывать себя в профессии ребят это неплохой пункт для портфолио – у студентов есть шанс создать сувениры, которые увидят люди, приезжающие в Александровский дворец из разных уголков мира.
Цветы выбирают не просто так, у каждого растения есть история. Сейчас дворец и правда выглядит, как столетие назад?
Мы работаем с архивными источниками, с документами, мемуарной литературой, с фотографиями.
Нельзя сказать, что в точности всё так, как было при Александре Фёдоровне. Дизайнеры, которые сейчас с нами работают, – творцы. Они отталкиваются от исторических материалов и делают замечательные композиции в современной эстетике.
Но Александровский дворец и правда всегда был наполнен цветами. Здесь даже в декоративной отделке часто использовали цветочные мотивы, очень много жардиньерок, куда высаживали живые цветы. Растения здесь покрывают потолки, они «сползают» по шторам и «поднимаются» по поверхности стен, «расцветая» на падуге, оплетают комнаты по периметру на живописных фризах.
Мы каждый раз делаем акцент на историю. Это сложная работа: нужно совместить исторические факты, возможности экспонирования живых растений в музейных интерьерах и, конечно, жизненный цикл самих цветов. Нельзя забывать про сезонность, разные растения цветут в определённое время.
А как вообще появилась идея выращивать цветы для интерьеров дворца?
Живые цветы – неотъемлемая часть Александровского дворца, это исторический факт. Когда заканчивалась реставрация интерьеров жилой половины Николая II и Александры Фёдоровны, было принято решение, что цветы должны вернуться во дворец.
Для этого очень много сделали коллеги – главный хранитель парков Ольга Филиппова, научные сотрудники и, конечно, те, кто непосредственно работает в оранжерейном комплексе. Благодаря совместным колоссальным усилиям дворец буквально «зацвёл». Зимой 2022-го интерьеры впервые украсила живая сирень.
Вообще, постоянная цветочная экспозиция Александровского дворца всегда вызывает восторженную реакцию посетителей. Некоторые признаются, что специально едут «на сирень» или «на цветы». Мы понимаем, какой огромный труд за этим стоит, и хотели бы, чтобы и наши посетители узнали об этой стороне музейной работы.
Февраль был месяцем камелий и азалий. А какие цветы будут радовать посетителей весной?
В марте мы обновили композицию, у нас появились первоцветы – гиацинты, нарциссы, мускари и форзиция.
В мемуарной литературе и книгах об Александровском дворце начала прошлого века можно встретить описание ароматов гиацинтов, которые цвели под окнами женской половины дворца.
В апреле будут представлены композиции, раскрывающие тему Восточного путешествия Николая II, во время которого в апреле 1891 года будущий император прибыл в Японию. Не хочу раскрывать всей интриги, но в интерьерах появятся композиции с использованием восточных техник декорирования.
В мае нас ждут пасхальные композиции, ведь в Александровском дворце всегда, но особенно при последней императорской семье, торжественно отмечали Пасху. Последний праздник в 1917 году, перед ссылкой императорской семьи в Тобольск, тоже проходил здесь. Об этих традициях мы и хотим рассказать, дополнив слова цветами.
Двенадцать месяцев – двенадцать разных композиций. Какие растения удивили вас больше всего за эти полгода?
В сентябре дворец наполняли огромные букеты гортензий. Это неслучайно: наутро после отъезда императорской семьи, 1 августа 1917 года, дворец стал музеем.
Тогда музейщики провели фотофиксацию интерьеров, эти изображения сохранились. На одной из фотографий видно, что в Палисандровой гостиной в вазе стоит одна гортензия. Этот выразительный снимок полон эмоций и крайне важен для нас.
Затем были прекрасные композиции с шиповником, они простояли до Нового года. А ещё у нас была самая необычная в Петербурге ёлка! Её украсили живыми цветами: гипсофилой и аспарагусом, и сентябрьскими гортензиями, которые к этому моменту очень красиво высохли, «законсервировались», сохранив свою красоту.
На самом деле, мне всё нравится! Мы сейчас только в середине проекта. Но пока ёлка произвела на меня наибольшее впечатление.
В августе флористы представят последние композиции в рамках проекта. Больше цветов во дворце не будет?
«Цветочный дворец» завершится через восемь месяцев, в ноябре, когда мы представим линейку сувенирной продукции. Но живые цветы останутся – этим занимаются наши сотрудники.
Да, не будет акцентных цветочных композиций, но уйдёт только современное видение флористов и дизайнеров. А растения, я уверена, всегда будут частью Александровского дворца.
Беседовала Виктория Попова