«В работе с детьми нет никаких готовых рецептов»
Всегда можно подобрать программу, благодаря которой ребёнок действительно полюбит музей.
Мероприятия для всей семьи – пожалуй, один из главных культурных трендов последних лет. Поэтому во многих музеях появляется всё больше программ, рассчитанных на детей и их родителей.
Музей театрального и музыкального искусства не стал исключением. В одном из его филиалов, Музее музыки в Шереметевском дворце, регулярно проходят экскурсии, концерты и мастер-классы для ребят разных возрастов.
О том, как подготовить интересное мероприятие для всей семьи, в чём секрет работы с юными посетителями и почему нужно уделять время не только детям, но и их родителям, в интервью «Друзьям Петербурга» рассказала Екатерина Яковлева – начальник экскурсионного отдела Шереметевского дворца и лауреат Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачёва как лучший экскурсовод.
Екатерина, в одном из видео, опубликованных в группе Шереметевского дворца, вы упоминали, что в 2008 году авторских программ в музее было шесть. А в 2023 году их уже 34. Такие программы, в том числе детские, стали более востребованными в последнее время? Или просто сотрудники музея начали уделять этому направлению больше внимания?
Если говорить только про детские программы, то в 2008 году их вообще было только четыре – в рамках циклазанятий «Зримый звук», который сейчас стал уже брендом музея. В 2024 году таких программ уже больше двадцати.
Они стали не просто актуальнее или популярнее — детская и семейная публика за эти годы привыкла к такиммероприятиям. Десять лет назад экскурсии для детей были чем-то из ряда вон выходящим. Но на фоне взлёта рождаемости в 2010 году появился чёткий запрос на семейные программы, и Музей музыки смог найти на него ответ.
Выходит, спрос аудитории и желание музея больше заниматься развитием детских проектов – вещи взаимосвязанные. Теперь в Шереметевском дворце много и театральных представлений, и инклюзивных мероприятий, и творческих программ. Какие из них особенно популярны у юных посетителей?
Здесь надо разграничить возраст. В Музее музыки очень много программ для дошкольников и детей до 12 лет. Для подростков несколько меньше, потому что они сами ходят на экскурсии гораздо реже.
Вдобавок у всех музеев в принципе сейчас стало больше семейных программ, поэтому полные циклы мероприятий посещают реже — у посетителей большой выбор, и они участвуют в разных проектах по одному разу.
Популярны музыкальные мероприятия: в Музее музыки проводят замечательные программы «В мире животных»и «Вокруг света с музыкой», где посетителям рассказывают об этнических и зооморфных инструментах.
Какая программа ваша любимая?
Моя любимая программа называется «Король лир». Она и музыкальная, и игровая, и даже театрализованная в каком-то смысле. Проходит мероприятие в парадных залах Шереметевского дворца. Мы ищем музыкальные инструменты «высокого статуса»: инструменты, которые могли бы раньше звучать — и звучали — во дворцах.
Программа рассчитана для всей семьи. Взрослых и детей сразу разделяют на две группы. Иногда эти группы работают вместе, а иногда экскурсоводы разводят их по разным уголкам музея. Там они готовят друг другу музыкальные и театральные сюрпризы, которые потом становятся чем-то единым.
У взрослых и детей свои чётко распределённые роли. Однако в какой-то момент они всё равно взаимодействуют между собой. Получается семейное времяпрепровождение, где взрослый не просто наблюдает за своим ребёнком, но и участвует в процессе.
На «Короле лире» посетители знакомятся с разными дворцовыми инструментами: роялем, барабаном, органом,виолончелью. А в финале приходят к тому, с чего же всё начиналось, — к старинной лире.
«Важно, чтобы взрослые учитывали интересы своих детей»
«Король лир» – хороший пример программы и для взрослых, и для детей. А насколько велико влияние родителей на отношение ребёнка к музеям?
Родитель — проводник своего ребёнка в этом мире. Конечно, влияет и окружение. Но если в компании есть дети, которых регулярно водят в музеи, то и остальные потянутся к чему-то новому.
Важно, чтобы взрослые учитывали интересы своих детей: например, если ребёнок увлекается музыкой, не нужно насильно вести его в музей железнодорожного транспорта. Сейчас такой большой выбор мероприятий… Можно почитать отзывы и программы и подобрать то, что заставит ребёнка музеи не ненавидеть, а действительно полюбить.
А как вызвать интерес к музею у взрослого, чтобы он захотел привести на экскурсию своего ребёнка?
Мне кажется, всё зависит и от родителя, и от музея. Если взрослый хочет найти какое-то мероприятие, то он отыщет соответствующую информацию. И если музей хочет привлечь новую аудиторию, то он сделает свои социальные сети максимально доступными. Ещё здорово, когда в музее есть мероприятия, которые рассчитаны на целую семью.
В Шереметевском дворце есть такие программы. Они существуют с 2017 года — это циклы музыкальных и танцевальных творческих встреч, которые проходят в концертном зале и в целом напоминают концерт. Каждый год концепция мероприятия меняется, но общая тема – этнические инструменты.
На концерте музыканты доступным для детей языком рассказывают о том или ином инструменте. Есть и интерактивная составляющая: мастер-классы по этническим танцам. Посетители становятся не просто зрителями, но и соучастниками процесса. Когда мы видим, что и дети, и родители танцуют, становится понятно: проект удался.
«Действует только импровизация»
На таких мероприятиях важно создать комфортную обстановку. Какие методики работы вы используете при подготовке детских мероприятий? Ведь работать с детьми сложно: они легко отвлекаются, им постоянно нужно движение.
Методик очень много, на целую книгу хватит. Как минимум мы отталкиваемся от опыта, который уже есть у ребят, но при этом даём чуть больше. Потому что иначе не будет никакого развития.
Образовательного и игрового контента должно быть поровну. Есть очень разные методы, с помощью которых создают детские экскурсионные программы. Всё зависит от того, для кого Шереметевский дворец готовит мероприятие.
В любом случае есть базовые моменты: с детьми мы должны рассматривать вещи, которые находятся на уровне их глаз. Иногда мы оживляем рассказ и просим ребят найти на экспонате какие-то мелкие детали. Обязательно должно быть движение: стоять в одном зале пятнадцать-двадцать минут устанут все, даже взрослые. Нужно придумывать истории, благодаря которым захочется изучить экспозицию.
Замечательно, когда включены и наши чувства — осязание, обоняние, слух. Иногда дети проходят через половину музея в ритме фламенко: попутно что-то смотрят и отрабатывают чувство ритма. Что главное — внимание не теряется, потому что ребята получают знания и погружаются в процесс.
А что вы делаете, когда ребёнок постоянно отвлекается? Можно ли как-то преодолеть такую ситуацию?
Каждый раз это чистая импровизация. Если программа хорошо продумана, если возраст детей подходит, если самим ребятам комфортно — всё должно пройти хорошо. Конечно, дети могут уставать, плохо себя чувствовать. Возможна тысяча других нюансов.
Поэтому каждый экскурсовод становится педагогом, психологом, иногда коррекционным педагогом и даже чуть-чуть актёром.
Так что действует только импровизация. Нужно реагировать здесь и сейчас: в работе с детьми нет никаких готовых рецептов.
Что для вас важнее: дать детям новую информацию или создать с ними что-то творческое?
С малышами и детьми младших классов мы меньше полагаемся на образовательный потенциал. Они всё равно проникнутся атмосферой.
В первые годы главное – позволить ребёнку почувствовать музей, поэтому в программах больше творческого, игрового. Они выйдут с ощущениями, что им было здесь интересно, комфортно, и они хотят прийти снова.
А для подростков добавляют больше образовательного контента, но при этом говорят на понятном языке.
Музеи — главные хранители культурного наследия. Насколько важно говорить детям об их ценности? Или осознание роли музея придёт к ним само уже позже?
— Говорить напрямую не имеет никакого смысла, причём ребенку любого возраста. Потому что он сам всёпоймёт и почувствует. В Шереметевском дворце находят способ доносить свою позицию через программы. Врезультате мысль о важности музеев к ребёнку приходит постепенно.
Мы живём в век технологий. Помогают ли они в подготовке детских программ? Используете ли вы их вообще?
Дети сейчас буквально с пяти лет держат в руках разные гаджеты – это уже что-то обыденное. Теперь для ребяткак раз ценно провести время с живым проводником знаний и смыслов — экскурсоводом. Планшеты в залах есть, но прямое общение с музеем и его экспонатами может дать гораздо больше.
Другое дело, что мультимедийные экраны и другие технологии всё равно должны быть, но они больше рассчитаны на самостоятельных посетителей.
У Музея музыки есть опыт внедрения мультимедийных экспозиций. Один из залов посвящён симфоническому оркестру. Там стоит огромная витрина с более, чем ста инструментами и описанием, как менялся оркестр с течением времени. Можно не только увидеть, но и услышать, как из ансамбля в тридцать инструментов оркестр стал огромным организмом.
На экспозиции «Симфонический оркестр» расположен планшет с пятью треками: на витрине подсвечиваются те музыкальные инструменты, которые звучат в этот момент в композиции. Но я бы сказала, что наш музей про искусство, поэтому атмосфера, которая создается благодаря гармоничной экспозиции и шедеврами коллекций, первостепеннее новых технологий.
Какие детские программы вы собираетесь реализовать в будущем?
Основа детского репертуара Музея музыки остаётся прежней, но постоянно редактируется. Меняются дети, запросы. Главное – меняются экспозиции. Поэтому каждый год наши экскурсионные программы для детей становятся всё более разнообразными.
Осенью вновь стартует цикл музыкально-танцевальных встреч «Музыка народов планеты Земля». Дети пойдут «на Восток» и познакомятся с музыкальной культурой региона и соседей России.
Программы готовятся заблаговременно. Сейчас в Шереметевском дворце уже готовятся к 2025 году: в честь юбилея Дня Победы откроют замечательную выставку «Музыка Победы», и к ней музей создаст новые программы. Впереди у нас ещё одна детская выставка — какая, пока секрет.
Беседовала Диана Чиванова