«Удивительно, как сильно футбол сблизил всех нас»
Именно вызовы задают нам вектор развития
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»
В 2025 году футбольный клуб «Зенит» отмечает своё столетие. В честь юбилея Фонд поддержки культурных инициатив «Газпрома» и проект «Друзья Петербурга» провели творческую лабораторию, в рамках которой студенты ведущих вузов Петербурга разработали лимитированную капсульную коллекцию клубного мерча.

Итогом работы стали шесть дизайнерских концепций — от поло и бомберов до панам и даже свитера для собак. Коллекцию представили 21 августа на Дворцовой площади, во время открытой тренировки «Зенита», где часть изделий разыграли среди болельщиков. Также с результатами проекта можно будет познакомиться во время фестиваля «Друзья Петербурга».
О том, почему не стоит бояться трудностей, чем вдохновлялись молодые дизайнеры и почему у Петербурга и «Зенита» так много общего, рассказывает куратор лаборатории, куратор программы «Коммуникационный дизайн» в НИУ ВШЭ Софья Сыровацкая.
Расскажите поподробнее, в чём заключалась концепция мерча изначально? Изменилась ли она за время работы лаборатории?
Поначалу перед нами стояла задача разработать к 100-летию «Зенита» капсулы, в которых мы хотели показать историю клуба в новом прочтении. Однако во время работы со студентами концепция потихоньку претерпевала изменения.

В итоге мы решили не делать акцент на юбилее, и коллекция стала отражением клуба, города и его экосистемы.
Какие образы должны были стать ключевыми в рассказе о культурном коде Петербурга через призму футбола?
В первую очередь мы обращались к историческим деталям. На «Газпром Арене» есть небольшой музейный уголок со старыми афишами и газетными вырезками, которые мы использовали как источник вдохновения. Через обращение к истории Петербурга мы старались включить в эту капсулу код города.
Вы пытались совместить в дизайне традиции и новаторский подход. На ваш взгляд, насколько справились с этой задачей?
Мне кажется, я дам нескромный ответ — мы смогли добиться очень хороших результатов, и многие из предметов, созданные ребятами, запали дизайнерам в душу.
Наш подход — это не только про винтажную ретроэстетику, которая сейчас популярна. Здесь важны и дух города, и актуальные лекала, которые ребята добавили в свои коллекции.
Например, участники лаборатории разработали поло со вставками винтажных билетов: студенты скопировали оригинальный дизайн прошлого века и наложили его на молочный свитшот свободного силуэта с ретроэмблемой клуба. Получилось очень интересно.
А вы использовали только традиционные для «Зенита» цвета или добавляли новые?
Было достаточно сложно: «Зенит» использует палитру голубых и синих оттенков, но мы хотели разбавить её какими-то небольшими акцентами. Кое-где это удалось сделать, но мы всё-таки старались оставаться в цветовой гамме, которая привычна клубу.

В основном команды использовали синие оттенки, но иногда добавляли и зелёные. То есть мы потихонечку внедряли цвет, но не нарушали основную стилистику.
Во время лаборатории участники не только занимались дизайном, но и знакомились с концепцией клубного мерчендайзинга. Как студенты использовали её в работе?
Ребята познакомились с командой, которая работает над мерчом «Зенита». Для нас провели экскурсию, показали основные коллекции и рассказали, что и как продаётся.
Мы же, в свою очередь, старались сделать что-то отличающееся от основных капсул, подойти к задаче с другой стороны. Например, взяв за основу брелоки в магазине «Зенита», попытались модернизировать их, развить эту капсулу через коллаборацию с модными брендами.
Кроме того, студенты использовали в своих капсулах эмблему льва, которая уже давно стала символом клуба.
Вы делали ставку на привлечение новых болельщиков. Как планировали завлекать молодёжную аудиторию?
Когда я только знакомилась с проектом, исследовала футбольную эстетику в современной фэшн-сфере. Уже два года эта тема всё активнее входит в жизнь зумеров: сейчас можно часто встретить молодых людей в футбольных кедах или клубных футболках.
Поэтому хотелось бы, чтобы ребята, которым близка эта эстетика, не просто покупали такие вещи в масс-маркете, а чувствовали причастность к клубу и носили настоящую форму болельщиков. Мы старались работать на стыке интересов молодой аудитории и идентичности футбольного клуба.
Какие идеи студентов вам запомнились больше всего?
Одна из групп разработала необычную серию футболок — с памятными датами клуба, к которой также добавили элементы из сеток ворот.
Каждый сезон у футбольных ворот меняется сетка, которую обычно просто утилизируют. Команда захотела дать ей новую жизнь, второй шанс на существование.

Сетка стала как вторым слоем для футболок, так и основой для тематических брелоков. Ребята сделали целую коллекцию, которая оказалась не только стильной, но и экологичной.
На какие особенности стоит обратить внимание при знакомстве с коллекцией мерча?
Могу дать совет: обязательно вчитывайтесь и всматривайтесь. Для меня в работе всегда важны символы и метафоры. Все объекты, которые вы увидите на мерче, имеют смысл. Студенты наполнили их историческим и символическим содержанием, опираясь на разные этапы развития клуба.
Были ли в проектах участников какие-то необычные решения или нестандартные детали?
Одна из студенток разработала подарочные боксы с секретом внутри. Концепция немного похожа на идею с лабубу: ты не знаешь, что именно получишь. В нашем случае это боксы, в которых должна быть футболка с эмблемой клуба, а также открытка и брелок — с автографами футболистов. Таким образом, никогда не догадаешься, что именно тебе достанется. Это настоящий сюрприз.
Можете поделиться своими ощущениями от проекта? С какими трудностями вы как куратор столкнулись во время работы?
Я убеждена: трудности — это нормально. Вызовы как раз и задают нам вектор развития. Когда работаешь со студентами, всегда есть большой запал — так было и в этот раз.

Иногда приходилось направлять ребят, говорить, что нужно немного сменить направление и выбрать более доступный для покупателя сегмент. Студенты знакомились с реальной жизнью: это хорошая практика — понять на опыте, что не все идеи можно реализовать.
Как сами участники оценили свою работу?
Мне кажется, лаборатория получилась очень сплочённой. С ребятами было одно удовольствие работать — я видела по глазам и отзывам, что им действительно нравится.
Кроме того, мы много раз посещали «Газпром Арену» и общались с разработчиками мерча «Зенита». Это был отличный опыт, позволивший студентам профессионально вырасти.
Студенты делились с вами, почему решили участвовать в этом проекте? Это любовь к футболу, желание работать над реальными кейсами или что-то ещё?
Во время нашей первой встречи я спрашивала, по какой причине ребята выбрали эту лабораторию. Только один из них оказался ярым любителем футбола. Остальные шли за возможностью поработать над большим проектом и со мной как с куратором.

Мы общались с некоторыми студентами после окончания лаборатории, и они признались, что теперь часто ходят на матчи. Они открыли для себя футбольный дух, почувствовали единение с игроками. Кто-то даже стал настоящим фанатом.
Как представители «Зенита» оценили результаты работы?
На просмотре коллекции присутствовали в том числе представители «Зенита» и давали очень ценные комментарии. Мы благодарны им за них.
На ваш взгляд, удалось ли кому-то выполнить «сверхзадачу» проекта: выразить через коллекцию дух «двенадцатого игрока» — болельщика «Зенита»?
Мне кажется, настоящей сверхзадачей, которую мы вначале даже не ставили, стало ощущение единства с клубом. Но во время работы мы — кураторы, студенты и дизайнеры — превратились в одну команду.
Я считаю — мы справились. Удивительно, как сильно футбол сблизил всех нас, людей из абсолютно разных сфер: футбола, творческой среды и дизайна. Для меня это стало настоящим открытием.
Беседовала Маргарита Мардер