«Общедоступная библиотека как ресторан быстрого питания: быстро, эффективно, понятно, удобно»
«Будущее библиотек — за разнообразием и возможностью получить максимальное количество услуг» .
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Библиотекой им. В.В. Маяковского
В современных библиотеках читатели не только получают и возвращают книги: здесь можно работать или учиться, слушать лекции и участвовать в мастер-классах.
Ирина Суслова, заведующая отделом «Библиотечный центр Охта» Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского, рассказала в интервью редакции «Друзей Петербурга», как библиотеки развиваются и адаптируются к цифровой среде.
Сегодня библиотеки не только сохраняют традиционные функции, но и адаптируются к требованиям современного читателя. Как именно модернизируют и обновляют библиотечные пространства?
Библиотеки Петербурга сейчас получают новую технику и возможности для её обслуживания — Маяковка стала флагманом этих обновлений. В центре «Охта-8» сейчас идёт ремонт — тоже своего рода модернизация. Ещё нам выделяют финансирование для культурно-досуговых и образовательных мероприятий.
Какие услуги библиотеки предлагают кроме выдачи книг?
Мы проводим бесплатные мероприятия разного формата: фестивали, клубы, семинары и открытые лекции. «Охта-8» — центр научно-популярных проектов. Например, недавно состоялся фестиваль «Два дня», на котором выступали московские и петербургские учёные: биологи, археологи, химики, палеонтологи. Площадка в Севкабеле (мы ее называем —Маяковка в «Севкабель Порту») специализируется на искусстве: там проходят лекции о музыке, живописи и театре. Особенно прижился формат коллажной мастерской.
У Маяковки есть лицензия на проведение образовательных мероприятий, и мы считаем себя открытым университетом, но в основном готовим именно культурно-досуговые проекты. Даже если речь идёт о лекции на сложную и серьёзную тему, мы не выдаём никаких дипломов, потому что занимаемся просветительской деятельностью.
Также на смену читальным залам в общедоступных библиотеках пришли коворкинги. Здесь люди учатся, готовятся к экзаменам, пишут дипломы. Некоторые используют библиотеки как офисы.
Мы открыты с десяти до десяти, так что сюда можно прийти с ноутбуком и работать весь день.
Для библиотек всегда было важно продвигать чтение. Сейчас эта цель остаётся главной?
Какие проекты и мероприятия мы бы ни проводили, основной задачей остаётся продвижение библиотечного фонда. Наша цель не только в том, чтобы человек просто послушал лекцию. Важно, чтобы он интересовался книгами. Поэтому лекторы обычно включают в выступления обзоры изданий.
В коворкинги также часто приходят, чтобы почитать. И это не подставные люди для фотографий! Библиотека и сейчас остаётся местом для чтения.
Какие цифровые ресурсы и сервисы применяют в библиотечном деле?
Мы общаемся с читателями через сайт и сообщества в социальных сетях: нам всегда можно написать и уточнить информацию о любых услугах и мероприятиях.
Популярнее становится доставка книг. Сейчас их можно заказать не только из разных отделов Маяковки, но из любой библиотеки города. Ещё в Петербурге появляются боксы, с помощью которых получают и сдают книги за пределами библиотеки. Совсем недавно такой бокс появился в ТЦ «Мебельбург».
К читательскому билету можно привязать Face ID или соединить его с Единой картой петербуржца, чтобы получать скидки на некоторые услуги, например, печать документов.
Как библиотеки формируют культурную среду района и привлекают аудиторию?
Давать себе звание главы районного комьюнити — это смело. Но в первую очередь аудитория библиотеки — люди с нашей улицы и дети из соседних школ. При этом нельзя сказать, что наш центр один в чистом поле: вокруг ещё несколько библиотек. У жителей Петербурга всегда есть выбор, куда пойти, поэтому мы конкурируем за их свободное время.
Преимущество Маяковки, которое делает её привлекательной для района и города, — режим работы. Мы открыты с десяти до десяти, без выходных. В городе мало библиотек с таким графиком: довольно жёстким для коллектива, но, безусловно, удобным для людей. К нам можно прийти в любое время, чтобы отдохнуть или поработать. Библиотека становится частью жизни для читателей, и мы этим гордимся.
Как выглядит библиотека будущего?
Будущее библиотек — за разнообразием и возможностью получить максимальное количество услуг.
Общедоступная библиотека как ресторан быстрого питания: быстро, эффективно, понятно, удобно. В одном месте можно взять книги, сходить на лекцию, получить консультацию по научной работе или просто отдохнуть и выпить кофе. Здесь же проходят выставки, камерные презентации VR-разработок. И всё это — без выходных, в любое время.
При этом продвижение чтения не должно становиться чем-то искусственным: люди и без этого любят читать. Наша основная задача — предоставлять книги, но многообразие библиотечных услуг на этом не заканчивается.
Беседовала Александра Булгакова