«Курс „Наставничество“ дал мне новые знания и навыки»

Я не раз благодарила себя, что всё-таки решилась присоединиться к проекту.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»

С сентября по декабрь 2023 года в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» прошёл курс «Наставничество». Главной его задачей было содействовать профессиональному росту студентов и молодых специалистов, а также продолжать лучшие традиции ленинградской школы реставрации.

На протяжении трёх месяцев студенты ведущих петербургских вузов и ссузов изучали методы и средства современной работы с культурным наследием, которые позволяют сохранить ценность исторического пространства, но при этом сделать его удобным, комфортным и доступным для человека XXI века. 

Одним из участников курса стала Раида Саидгасанова – учащаяся Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа, защитившая в этом году диплом. Теперь Раида планирует получить высшее архитектурное образование по специальности реставратора. И в этом решении ей помогла программа «Наставничество».

Раида рассказала о том, что дал ей проект, с какими трудностями она столкнулась и как курс повлиял на её профессиональный выбор. 

Раида, расскажите, на кого вы учитесь и что включает ваша образовательная программа?

После школы я поступила в архитектурно-строительный колледж. Недавно получила диплом среднего профессионального образования по специальности архитектор. Дальше я планирую продолжать обучение в этой же сфере и основным направлением выбрать реставрацию. 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), куда я планирую поступать, предлагает много программ, но выбрать мне помог именно курс «Наставничество». 

Как вы узнали о проекте «Друзья Петербурга» и о «Наставничестве»?

Сначала я узнала о самом курсе – мне рассказала о нём моя преподавательница по реставрации в колледже и порекомендовала подать заявление. О проекте «Друзья Петербурга» я до этого никогда не слышала. 

Поначалу я не думала, что подам заявку, потому что у меня было много дел. Но потом я ознакомилась с программой, и она меня заинтересовала. Поэтому я всё-таки решила рискнуть и буквально в последний день отправила портфолио и мотивационное письмо. А через несколько дней пришёл ответ, что я в числе участников. 

Что включала в себя выбранная вами образовательная программа?

Она делилась на три модуля: «Среда», «Объект» и «Предмет». 

В первом модуле мы взаимодействовали со средой: работали с Треугольной площадью перед Екатерининским дворцом. Думали, какие идеи можно реализовать на территории, которая сейчас представляет собой обычную парковку. Тем не менее это тоже объект культурного наследия. 

Нас разделили на шесть групп, каждая из которых предложила проект трансформации площади. В остальных модулях мы продолжали работу тем же составом. 

В модуле «Объект» основное внимание уделялось планировке зданий. Нам предстояло решить, как можно использовать внутренние залы Зубовского флигеля Екатерининского дворца, помимо экскурсий.

Одна из групп предложила проект «Инклюзивный маршрут»: его задача – сделать музейную среду доступной для незрячих посетителей. Сейчас ребята работают над ним. Невероятно здорово и ценно, что их идея воплотится в жизнь. 

И затем шёл модуль «Предмет». Нам предстояло знакомство с конкретными материалами, которые использовали во время реставрации Зубовского флигеля. Наша группа работала с позолотой, и мы создали проект стелы, которая будет «рассказывать» о своём составе. 

Какой из модулей оказался вам ближе и почему?

Модуль «Объект» для меня оказался самым интересным. В нём раскрывалась важная для меня тема – изучение объекта в историческом, конструктивном и материальном планах.

Модуль «Среда» подходил больше для ландшафтников. Модуль «Предмет» – для тех профессий, которые связаны с декоративно-прикладным искусством. А модуль «Объект» был как раз про здания, архитектурные сооружения – то, с чем я планирую работать в будущем. И когда мы составляли итоговую презентацию по модулям, я присоединилась к группе, которая работала над модулем «Объект».

Помимо теоретической части, какими проектами занимались участники «Наставничества»?

Для нас организовали много экскурсий. Мы не раз посещали и Треугольную площадь, и Зубовский флигель. Во время экскурсий мы тоже могли предлагать различные идеи. Основную их часть мы реализовывали в проектах внутри модулей. 

Что стало для вас главным итогом работы во время курса?

Я познакомилась с новыми интересными людьми. Нашла новых друзей, и с преподавателями, которые вели у нас модули, сложились хорошие отношения. Я затем пошла на практику к куратору модуля «Объект» – Марии Шапченко. Она также преподаёт СПбГАСУ и руководит архитектурной мастерской, которая специализируется на реставрации.  

Я прошла у неё осеннюю и две весенние практики. Это был невероятно полезный опыт. Я не пожалела, что присоединилась к проекту, потому что не знаю, где бы я ещё нашла такую классную мастерскую. Я не раз благодарила себя, что всё-таки решилась пойти на курс.

У меня были мысли, что не буду успевать совмещать «Наставничество» с основной учёбой. А в итоге я совсем не пожалела, потому что участие в проекте дало мне исключительно положительный опыт. 

Без сомнения, все три модуля занимали немало времени: я могла не спать перед сессиями, когда они совпадали с итоговыми представлениями проектов, что-то доделывала, переделывала. Но впечатления остались только хорошие.

Вы хотите стать архитектором-реставратором. Какие возможности для продвижения в профессиональном русле дал вам пройденный курс?

Он дал мне новые знания и навыки. У нас было много лекций, посвящённых Зубовскому флигелю и процессу его реставрации. Нам рассказывали, как следует подходить к работе в этой области. До «Наставничества» я достаточно плохо представляла, чем именно занимаются архитекторы-реставраторы. 

Я окончательно поняла: это именно то, что мне нужно. Мы работали с элементами интерьера, тем самым повышая уровень своего мастерства. Мария Шапченко также делилась знаниями, связанными с профессией. 

И то, что я проходила под её руководством практику, это тоже благодаря курсу. Не было бы его – не было бы у меня опыта практики в архитектурной мастерской №2 ООО «НИиПИ Спецреставрация».

С какими трудностями пришлось столкнуться? 

Сложностей как таковых не было. Я хорошо ладила и со своими напарниками по группе, и с преподавателями. Единственное, не всегда хватало свободных часов – мой вклад в групповой проект мог быть больше.

Тут всё зависело не от организаторов, а от занятости самих ребят. Некоторые и учились, и работали – у них ещё меньше времени было. А кто-то только работал и мог больше времени проекту уделить. 

Какие мастер-классы оказались самими полезными для вас?

У нас был мастер-класс по воссозданию копии исторической розетки на потолке Серебряного кабинета Зубовского флигеля – это занятие мне очень запомнилось. 

Ещё был интересный мастер-класс по обмерам во время модуля «Объект».

Мы работали в Китайском зале – самом большом в Зубовском флигеле. До этого я не представляла, каким образом измеряют такие огромные залы. 

В колледже была подобная практика, но мы занимались небольшим пространством – подвалом в Доме архитектора. Я не имела никакого представления, как делать обмеры зала, в котором множество выступов, как измерять высоту двухъярусных окон. А на мастер-классе нам рассказали об этом подробно.

Какую главную мысль вы вынесли для себя по итогам проекта?

Нам показали, что реставрация – это интересно. Поначалу я думала: может быть, тут только первое впечатление, и я всё же пойду получать высшее образование в сфере градостроительства или проектирования… Но нет. 

Время прошло, сейчас я уже отучилась, защитила диплом, а желание стать реставратором никуда не исчезло. У меня и дипломная работа была связана с реставрацией – что, в общем, исключение из правил. В нашем колледже в основном все работы связаны с проектированием. А некоторым студентам, которые проявляли интерес к реставрации, предложили сделать проект именно по этому направлению. Согласилась бы я, если не проходила курс? Очень сомневаюсь. 

Планируете ли вы продолжать сотрудничество с «Друзьями Петербурга»?

После окончания программы думала записаться в волонтёры или на какое-то из направлений «Друзей Петербурга», например в Молодёжную редакцию. Но тогда я начала работать, у меня продолжалась учёба и практика. 

Сейчас свободного времени стало больше. Недавно я посетила арт-медиацию по «Пути Петра», и опять возникло желание присоединиться к проекту. 

Мы подружились со многими кураторами, и я безмерно благодарна за то, что они так поддерживали нас. Я бы попробовала поработать волонтёром на осеннем фестивале «Друзья Петербурга». Так что определённо хотелось бы продолжать сотрудничество. 

Беседовала Елизавета Титова