«Когда работаешь в команде – всё возможно»

Даже какие-то сложные проекты, которые выглядят, как что-то нереальное, на практике можно прекрасно реализовать. 

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

С июля по сентябрь 2024 года шла работа над созданием аудиовизуального представления «Обратная сторона дворца», которое станет одним из ключевых событий фестиваля «Друзья Петербурга» с 27 по 29 сентября.  

На протяжении трёх месяцев участники разрабатывали музыкально-мультимедийную программу, которая посвящена разным формам жизни Михайловского сада. В основу создания проекта вошли образы из коллекции Русского музея, идеи просветительской деятельности Русского музыкального общества и Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Одним из участников лаборатории стал Ваня Нестерец – саунд-артист, музыкант, композитор и звукорежиссёр из Сыктывкара. О том, насколько трудно соединить свет со звуком, почему не стоит бояться критики и какую роль сыграла лаборатория в его жизни, Ваня рассказал в интервью редакции «Друзей Петербурга».

Ваня, на кого вы учились и почему выбрали именно это направление?

Первое высшее образование я получил по специальности «Журналистика». Мой выбор связан с тем, что в школе мне нравился русский язык и литература, и мне было интересно погрузиться в эту сферу.

У меня также есть образование звукорежиссёра, саунд-дизайнера и начальное музыкальное.

Как вы узнали о проекте «Друзья Петербурга»?

Я узнал про лабораторию, а потом уже о «Друзьях Петербурга». О проекте мне рассказала Лиза Савина, продюсер проектов в области культуры и соучредитель Фонда культурных инициатив «Спарта», с которой я познакомился во время другого мероприятия.

Почему решили принять участие в лаборатории?

Меня заинтересовал образ Русского музея и Михайловского сада. К тому же я очень люблю Петербург! Поэтому стараюсь бывать в нём хотя бы пару раз в год. 

Какие задачи стояли перед участниками проекта?

Нам нужно было разработать концепцию аудиовизуального представления, которую можно будет увидеть и послушать в конце сентября в Михайловском саду на фестивале «Друзья Петербурга».

Сначала мы посещали интересные лекции, потом шло обсуждение идей и предложений. 

Какие отношения сложились между участниками и кураторами лаборатории? Удалось ли наладить коммуникацию?

У нас сложились хорошие, тёплые, рабочие отношения друг с другом. Было здорово увидеть людей, с которыми встречался на других проектах раньше. Например, я работал вместе с Полиной Шумковой. Она занимается видеоартом, а я саунд-артом. Лаборатория – это прекрасный опыт, уникальные знания, которые нам дали преподаватели. 

Вы отвечали за звуковую часть проекта. В чём заключались ваши задачи?

Несколько участников в лаборатории работают со звуком. Задачи очень разные. Во время всех наших погружений, экскурсий, разговоров мне пришла идея перевести географические координаты Михайловского сада в музыкальные ноты. Это называется сонификацией, можно любой звук перекодировать в разные цифры. 

У меня есть своя классификация: берётся гитарная табулатура, где каждый лад обозначается цифрой и отвечает за конкретную ноту. В итоге у нас получается определённая мелодия. У Михайловского сада она довольно мистическая. 

В проекте главную роль играют звук и свет. Как вам удалось объединить эти два аспекта?

Всё идёт от самой концепции.

Звук и свет – совершенно разные вещи, но они должны были у нас «подружиться» и чётко работать на нашу идею. У нас классная команда, поэтому я уверен, что всё получится.

В конце сентября на фестивале вы увидите, удалось ли нам объединить звук и свет воедино.  

Какое из занятий вам понравилось больше всего и почему?

Формат лекций был очень интересный, но я бы хотел отметить несколько практических уроков. Перед одним из мастер-классов нас попросили принести какую-то значимую для себя вещь. Эти предметы участники лаборатории раскладывали на стол в определённом порядке и рассказывали, что они для них значат. 

Потом мы делились на группы и представляли, что эти вещи – часть экспозиции какой-то выставки. Нам нужно было их расставить и идейно подкрепить, почему именно они должны стоять здесь.Это замечательное практическое занятие. Благодаря ему мы узнавали новую информацию об участниках, тренировали ассоциативное мышление, направляли мысли на творческий путь. 

А в Академии Штиглица нам рассказывали о разных источниках света, которые сейчас используют в современном искусстве. Ещё у нас было практическое занятие, на котором мы тренировались делать художественный свет с помощью различных фонариков, линз и других предметов. 

Фото: Наталия Бакаева

Очень понравился семинар с ментором проекта, арт-директором Музея звука и дирижёром Санкт-Петербургского импровизационного оркестра Дмитрием Шубиным. Он показал нам классификацию дирижирования шумовым оркестром. 

Что вам удалось посетить благодаря участию в проекте?

Во-первых, мой любимый Музей звука. Я был в нём уже несколько раз, и мне очень нравится эта площадка. Мы посетили Русский музей, несколько раз Михайловский сад, были в библиотеке Гоголя, Академии Штиглица.

Основная часть занятий проходила в офисе «Друзей Петербурга».

Как на вас повлияла лаборатория?

Лаборатория сыграла ключевую роль в моём становлении как художника. В Петербурге я понял, что стоит продолжать заниматься искусством. Пришло понимание: когда работаешь в команде – всё возможно.

Даже какие-то сложные проекты, которые выглядят, как что-то нереальное, на практике можно прекрасно реализовать.

Помогла ли лаборатория повысить ваши профессиональные навыки? Если да, то как?

Про художественный свет и типы освещения я мало что знал, так как это не моя профессиональная область. В плане теории было полезно освежить знания. Если честно, теперь хочется и дальше участвовать в таких проектах. Я даже думаю о каком-то дополнительном образовании в области современного искусства.

А были ли какие-то трудности?

Сложно было уложить всё в единую концепцию. Поначалу казалось, что свет и звук – это разные вещи, которые сложно соединить. Но я думаю, что мы справились.

Презентация прошла успешно, и я надеюсь, что с реализацией тоже всё будет хорошо.  Были творческие споры, но это абсолютно нормально, я бы не сказал, что было трудно.

Хотели бы ли вы участвовать в других проектах от «Друзей Петербурга»?

Да, конечно. Я пока не знаю, какие лаборатории будут в ближайшем будущем, но буду активно следить за обновлениями. Классная практика, крутая возможность обзавестись связями. Здорово, что есть возможность быть частью таких проектов.

Подводя итоги, что вы можете посоветовать будущим участникам лабораторий?

Я бы посоветовал не бояться общаться с другими участниками. Важно обмениваться контактами, портфолио, обсуждать, кто и чем занимается. Это круто, когда ты знаешь, кто на что способен и с чем может помочь. Будьте открытыми к чему-то новому и адекватно воспринимайте критику, не бойтесь её. 

Беседовала София Старинщук