Интервью
Дарья Паранина

«Хорошая арт-медиация — это продолжение хорошей экскурсии»

Люди сейчас открыты к тому, что вокруг есть много интересного, нового, — об этом стоит говорить и думать.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Государственным музеем городской скульптуры

Арт-медиация – формат, подразумевающий диалог между посетителями и специалистом в области искусства, культуры. О том, почему это направление набирает популярность, в чём его уникальность и что главное в практике культурной медиации, рассказала руководитель нового пространства «Невский, 19» Государственного музея городской скульптуры Наталия Яблонская.

Давайте для начала разберёмся, что такое арт-медиация…

Арт-медиация – достаточно новая для нашей публики форма работы с аудиторией. Хотя после того, как в 2014 году в Петербурге прошла международная выставка «Манифеста», появилось много молодых людей, которые начали проводить арт-медиации. То есть не просто вести классические экскурсии (эксперт-экскурсовод – внимающая аудитория), а работать в диалоге, строить общение с людьми.

Культурная медиация – процесс, когда участники группы выступают в роли полноценных партнёров. Они находят ответы на вопросы вместе с медиатором, коллективно исследуют то, что видят, — получается живой диалоговый формат.

Проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» совместно с Государственным музеем городской скульптуры сейчас проводит специальный курс обучения арт-медиациям. Какова цель этого проекта?

Мы готовим волонтёров, которые будут проводить медиации. Для музея это эксперимент. В филиалах Музея городской скульптуры время от времени на разных площадках проходят медиации, но я не могу сказать, что речь идёт об укоренившейся форме работы.

Пожалуй, только Мастерская Аникушина предлагает арт-медиации на постоянной основе, остальные только подступались к этой теме: как правило, на реализацию не хватает времени, ресурсов... 

Благодаря курсу наш музей и проект «Друзья Петербурга» объединились в своих задачах и стремлениях: и музей получает совершенно новый опыт соприкосновения с форматом, и заинтересованные ребята – будущие волонтёры – смогут открыть для себя сферу арт-медиации и прокачать знания в области скульптуры.

Какие у вас ожидания от итогов курса? 

Я бы выделила два момента. Первая задача — простая и понятная: «обрасти» неким количеством помощников-волонтёров, которые могли бы содержательно включаться в работу как нашего музея, так и других площадок. 

Но этот проект — ещё и интересная задача для музейных сотрудников. За время курса изменится их отношение к формату арт-медиации, мы будем гораздо активнее работать с ним.

Курс длится несколько месяцев. Как вы думаете, можно ли полноценно стать арт-медиатором за такой непродолжительный срок?

Сложный вопрос. Профессии можно учиться всю жизнь: постоянно узнавать новые грани, обогащаться знаниями. Мне кажется, полноценный медиатор — это не совсем юный человек с определённым багажом.

Стать суперпрофессионалом после одного курса, конечно, нельзя. Но понять, нужно тебе обучаться арт-медиации дальше или нет, можно. 

В любом случае обучение — очень интересный опыт, важный этап личностного роста. Либо люди понимают, что им такое направление взаимодействия с искусством интересно, и они идут по нему дальше. Либо для них это некая ступень, которая помогает понять что-то важное о себе.

Доводилось ли вам лично проводить арт-медиации?

Нет, никогда. Поэтому для меня это тоже интересный опыт. Я была только участником культурных медиаций.

Фото: ГМГС

Я бы не сказала, что мне такой формат непонятен: как экскурсовод я всегда взаимодействую с аудиторией. 

Для меня медиация – расширение, дополнение к стандартной экскурсионной практике, а не противопоставление ей. Не вижу конфликта между форматами экскурсий и медиаций: это разные грани одного процесса общения с аудиторией. 

Но я думаю, что хорошая арт-медиация — это продолжение хорошей экскурсии.

Филиалы Музея городской скульптуры – удачные площадки для арт-медиации?

Мне кажется, да. Музей активно участвует в фестивалях, на наших площадках уже проходили различные арт-медиации.

Так что совместный проект с «Друзьями Петербурга» по подготовке волонтёров сложился вполне естественно.

Как сотрудники музея оценивают формат арт-медиаций?

Были сомнения: готов ли кто-то дискутировать с организаторами, ведущими, кураторами проекта.

Фото: Елизавета Гаврилова

Но мы очень быстро нашли общий язык: первая же арт-медиация, которую музей провёл на своей площадке, сняла все вопросы и позволила сотрудникам понять, что это очень комфортный формат работы.

По вашему мнению, арт-медиация – самый эффективный способ понимать искусство?

Нет одного ответа. Для разных ситуаций хороши разные форматы. Если нам нужны конкретные знания, то в этом случае никто ничего лучше лекции не придумал. Если мы пришли изучать коллекцию конкретного музея, то нужна экскурсия. 

Если же мы идём за эмоцией, тогда культурная медиация — идеальный формат, который позволяет почувствовать и то, что ты видишь, и что-то в самом себе. 

Арт-медиация обращена в первую очередь к человеку. 

Вы говорили, что вам доводилось участвовать в арт-медиациях. Встречали ли вы на практике людей, которые во время сеанса не хотят идти на диалог? Что делать в такой ситуации?

Конечно, встречала. Но ведь нет задачи разговорить всех и каждого, это не формат жёсткого интервью.

Искусство медиатора в том и состоит, чтобы чувствовать аудиторию, не опасаться закрытого состояния людей, не бояться «идти на вопрос». 

Я думаю, если человек вообще не готов общаться, вряд ли он выберет формат арт-медиации. Хороший медиатор не навязывает коммуникацию. Кстати, иногда перед ним стоит более сложная задача – «загасить» излишнюю активность посетителей. Бывает и такое.

Как вы думаете, почему арт-медиации становятся популярными?

Люди сейчас открыты к тому, что вокруг есть много интересного, нового, — об этом стоит говорить и думать.

Арт-медиация – для всех?

В принципе, да. Если медиатор всё сделал правильно, то даже закрытый человек уйдёт с положительным опытом. Во время арт-медиации ты в любом случае слышишь и видишь всё так, как бы не увидел сам. 

Можно сказать, важнее всего в этой практике не общение в группе, а общение с искусством, тем пространством, куда ты пришёл. 

Нужно ли готовиться к сеансу арт-медиации?

И да, и нет. Если человек хочет получить максимум информации о том месте, куда идёт, можно что-то почитать, поискать. Но и если участник арт-медиации ничего не знает заранее, это тоже нормально. 

Сложно ли работать арт-медиатором? 

Мне кажется, да. Любое общение – это всегда процесс, который нужно организовывать, тратить на него силы. Медиатор сам должен быть в ресурсе. 

Но, с одной стороны, ты здесь отдаёшь и тратишь энергию, а с другой – получаешь обратную связь, эмоции. Хороший медиатор, уставая, наполняется энергией. 

Беседовала Дарья Паранина