«Фестиваль „Детские дни“ — время для совместных открытий»

«Музей – это пространство, которое как даёт ответы, так и ставит перед нами вопросы».

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

Фестиваль «Детские дни» – это масштабное событие, которое ежегодно объединяет более сорока музеев и библиотек. Во время осенних и весенних каникул школьники знакомятся с историей и культурой, посещая музеи в формате игры-путешествия. 

Каждая организация-участник создаёт уникальные путеводители, чтобы дети разных возрастов с азартом проходили специально проложенные маршруты, исследуя экспонаты и выполняя задания.

О том, как удаётся поддерживать интерес современных детей к культурным ценностям и каким должен быть музей для ребёнка XXI века, в интервью редакции «Друзей Петербурга» рассказала куратор основной программы фестиваля «Детские дни» Юлия Мачевская.

«Музей сегодня – это не место, где на тебя смотрят свысока и говорят назидательно»

В чём заключается идея фестиваля «Детские дни»? 

Задумка фестиваля в том, чтобы объединить музеи и вдохновить их на создание новых программ, освоение новых тем и нестандартных форматов. Те, кто стояли у истоков «Детских дней», хотели привлечь семьи с детьми в самые разные петербургские музеи – большие и камерные, художественные и естественно-научные, музеи во дворцах и в мемориальных квартирах — тем более что в нашем городе такой огромной их выбор. 

Фото: Людмила Безуглая, фестиваль «Детские дни»

Такой подход помогает даже не самым широко известным музеям развиваться, предлагать что-то новое, а также обогащает опыт их посетителей.

Фестивалю уже двадцать лет, и до сих пор его концепция актуальна. Что позволяет ей выдерживать испытание временем?

Программа фестиваля постоянно изменяется – рождаются новые проекты и совершенствуются уже испытанные идеи. Например, в дополнение к традиционной части — игре-путешествию по музеям, во время которой посетители исследуют экспозиции с путеводителями, — появился блок параллельной программы. Он даёт возможность экспериментировать с разными форматами взаимодействия с аудиторией – мастер-классами, лабораториями, философскими прогулками, экскурсиями-диспутами и многими другими. 

Всё создаваемое для «Детских дней» объединяет актуальная тема (этой весной, например, тема параллельной программы «Из чего же?»). Каждый фестиваль она разная, что помогает поддерживать интерес публики, а также не даёт заскучать сотрудникам музеев и библиотек.

Фото: Елена Игнатьева, фестиваль «Детские дни»

Участники фестиваля в отзывах подчёркивают, что самое важное для них – быть активными наканикулах, провести время с близкими качественно и с интересом. Мы откликаемся на этот запрос и предлагаем именно семейный формат посещения, когда дети на равных с родителямипроявляют себя в музейных программах. Ведь «Детские дни» – время для совместных открытий. 

Интересы современных детей быстро меняются под влиянием новых технологий, культурных трендов и образовательных подходов. Как фестиваль «Детские дни» успевает адаптироваться к новым запросам аудитории?

Работают два механизма: конкурсный отбор лучших и усовершенствование первоначальных идей в групповой работе с экспертами. Происходит это так. Сотрудники культурных организаций, которые желают принять участие в «Детских днях», подают заявки с описанием замысла новых маршрутов и программ. Эксперты оценивают сценарии маршрутов и программ, а затем помогают дорабатывать перспективные идеи. 

Фото: Любовь Моторная, фестиваль «Детские дни»

Также важная часть фестиваля – образовательно-проектные семинары для сотрудников музеев,библиотек, НКО, работающих с семейной аудиторией в сфере культуры. На занятиях-тренингах участники семинаров узнают о психологии детей разного возраста и особенностях работы с ними, делятся передовым опытом, размышляют о проблемах, которые встречаются на практике. 

Кроме того, всегда обсуждается вопрос о том, как меняются интересы юной аудитории и как музейным и библиотечным педагогам учесть это в своей работе.

Как преодолеть нежелание ребёнка идти в музей и превратить визит в увлекательное приключение? 

Музей сегодня – это не место, где на тебя смотрят свысока и говорят назидательно, как правильно думать и что нужно делать, а пространство для диалога, игры и общения.

Экскурсоводы уходят от традиционных форматов работы с аудиторией в сторону более свободных. Например, музейных медиаций, где посетители выражают своё мнение и видение. 

Я руковожу филиалом Государственного музея городской скульптуры «Мастерская Аникушина». Для фестиваля «Детские дни» этой весной мы разработали настольную игру по выставке скульптуры «Аникушин/Пушкин. Один на один». Экспозиция ориентирована прежде всего на взрослых, но мы стараемся привлечь внимание детей к искусству, адаптируя для них материал, соединяя образование с развлечением. Надеюсь, что мы сумеем пробудить у ребят интерес и увлечь их темой выставки. 

«Детская аудитория стимулирует музеи выходить из зоны комфорта, не идти по проторённой дорожке»

Что делает фестиваль «Детские дни» особенным для детей? 

Мы представляем фестиваль как яркий праздник, уникальное событие, где каждый чувствует себя особенным гостем. Здесь царит особая атмосфера, которую не встретишь в обычные дни. 

Фото: Василий Саватеев, фестиваль «Детские дни»

Например, мы получили отзыв от брата и сестры школьного возраста, что к ним на каникулы специально приедет бабушка, чтобы вместе с ней они могли поучаствовать в «Детских днях». Также много семей отмечают, что совместное посещение музеев на каникулах стало для них доброй традицией, желанной формой отдыха. 

Как вы видите роль музеев в образовании и развитии детей в будущем? Каким должен быть музей для ребёнка XXI века?

Музей должен быть про человека и для человека, открытым и доступным для людей – и в части показа своих коллекций, и в части обсуждения тем, поднимаемых на экспозициях и выставках. Это пространство, которое как даёт ответы, так и ставит перед нами вопросы. Здесь каждый узнаёт что-то про себя и своих близких, а не только про известных людей прошлого. 

Фото: Елена Игнатьева, фестиваль «Детские дни»

Культурные учреждения постепенно отказываются от дидактического подхода, переходя к модели диалога.

Какую роль играет детская аудитория фестиваля в развитии музеев?

Тема фестиваля ежегодно меняется, что, с одной стороны, ставит рамки для музеев, а с другой – помогает придумать новые концепции. Такой подход позволяет под другим углом взглянуть на музейную коллекцию. 

Даже очень маленькие культурные центры умудряются находить способы каждый раз создавать оригинальные маршруты и программы. Они креативно представляют экспонаты и уделяют внимание тем предметам, которые часто остаются в стороне.

Детская аудитория стимулирует музеи выходить из зоны комфорта, не идти по проторённой дорожке и постоянно экспериментировать – это помогает музеям сохранять свежий взгляд на самих себя.

Активные участники фестиваля формируют Детский экспертный совет. Их отзывы по улучшению программы музейные сотрудники рассматривают на собраниях. Какие именно детские инициативы уже воплощены в жизнь?

Обратная связь после «Детских дней» чаще всего комплиментарная, а не конструктивная. Посетители делятся своими позитивными и даже восторженными впечатлениями – это даёт понимание, что работа проделана не зря. Но для музеев важна и критика, которая помогает улучшать опыт посещения и в целом, и в деталях.

Фото: Василий Саватеев, фестиваль «Детские дни»

Детям очень важно то, что можно унести с собой, что сохранит память о впечатлениях и достижениях на каникулах. Поэтому мы постоянно работаем с форматом и содержанием индивидуального диплома, для которого ребёнок зарабатывает печати за прохождение маршрутовили программ. Диплом стал удобнее, красочнее и веселее, как отметили маленькие эксперты. 

Осенью 2024 года в нём было «музейное бинго», а сейчас – алгоритм «Куда пойти на фестивале?» Сами маршрутные листы – детские путеводители по музеям, стали многоцветными. Их дети тоже забирают домой и объединяют в «сводный детский путеводитель по музеям», который ими «авторизован», так как там есть и выполненные ими от руки задания.

«У „Друзей Петербурга“ и у „Детских дней“ миссии совпадают в главном: сделать лицо музея дружественным»

Какую роль волонтёры проекта «Друзья Петербурга» играют в проведении фестиваля? 

Детские каникулы для сотрудников музеев – всегда стресс: часто не хватает свободных рук, чтобы встречать гостей и работать с ними. Фестиваль – это праздник, а волонтёры проекта «Друзья Петербурга» транслируют его атмосферу нашим посетителям.

Фото: фестиваль «Детские дни»

Они берут на себя львиную долю нагрузки — выдают путеводители для игры-путешествия, сопровождают, если необходимо, на маршруте, ставят печати за прохождение программ, собирают обратную связь от посетителей, а в больших пространствах – помогают с навигацией. 

Фото: фестиваль «Детские дни»

Кроме того, специально для фестиваля многие организации-участники готовят ещё и интерактивные задания. И добровольцы подсказывают, как справиться с ними, объясняют механику. Волонтёры становятся лицом музея и оказывают большую поддержку «Детским дням».

Как вы думаете, в чём сходство фестивалей «Друзья Петербурга» и «Детские дни»? Это мероприятия одной миссии?

У «Друзей Петербурга» и у «Детских дней» миссии совпадают в главном: сделать лицо музея дружественным. Показать, что ребёнка ждут не пыльные тихие залы, а место, где он найдёт для себя что-то интересное, важное и нужное, где можно провести время одному, с семьёй или друзьями. 

Как вы видите фестиваль «Детские дни» через пять или десять лет? 

Важная черта фестиваля – баланс традиционных черт и нововведений. Люди знают, чего ожидать, и с удовольствием возвращаются к привычным и любимым форматам посещений, таким как визит с маршрутным листом. Однако организаторы стремятся дополнить то, что проверено временем, внедрением нового, более актуального. Такое равновесие важно поддерживать и в будущем.

Также наше культурное событие уже вышло за пределы Петербурга и Ленинградской области, во многих других городах, например, в Калининграде и во Владивостоке, работают фестивали, которые на старте отталкивались от модели «Детских дней». Универсальная идея ширится, растёт и обретает новое звучание в разных регионах.

Я надеюсь, что будут появляться оригинальные форматы и спецпроекты для посетителей с особенными потребностями. Например, в прошлом году спецпроектами фестиваля были занятия на русском жестовом языке для детей с нарушением слуха, а также «музейная тропа» в Зоологическом музее для родителей с детьми от трёх лет. Так что сколько бы ни прошло времени,фестиваль будет развиваться и держать планку.

Что бы вы пожелали маленьким гостям фестиваля?

Я бы пожелала, чтобы на фестивале было место удивлению. Оно побуждает нас узнавать что-то новое и восхищаться тем, что нас окружает. Также важно, чтобы знакомство с музеем не ограничивалось одним визитом, а вызывало желание продолжить изучение темы, мотивировало углубиться в детали и поразмышлять самостоятельно. Пусть увиденное вдохновляет каждого маленького посетителя и зажигает в нём искру интереса.

София Цыганкова