«Цифровое и фиджитал-искусство составляет настоящую креативную индустрию»

«Взаимосвязи» –  это способ собраться в хорошей компании и совместить приятное с полезным.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

В августе 2024 года проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» и Департамент по работе с сообществами VK провели арт-резиденцию «Взаимосвязи». Во время этого проекта пятнадцать современных медиахудожников из разных городов России посещали лекции и экскурсии в сфере фиджитал-искусства, осваивали новые инструменты и обменивались опытом. 

Результатом творческих поисков стали работы, посвящённые прошлому и настоящему Санкт-Петербурга. Они будут представлены в Планетарии «Лахта Центра» во время фестиваля «Друзья Петербурга», который пройдёт с 27 по 29 сентября.

В чём отличие цифрового искусства от обычного, как павильон Катальной горки может стать объектом медиа-арта и зачем художникам опен-коллы. На эти и другие вопросы редакции «Друзей Петербурга» ответил один из участников «Взаимосвязей» Kirill Rave – фиджитал-художник, резидент VS gallery и номинант первой Московской Арт Премии.  

Для начала давайте разберёмся, что такое фиджитал?

Само слово расшифровывается как physical-digital, то есть соединение реальности и виртуальности.

Физический объект плюс цифровой. Это может быть скульптура, часть которой представляет собой видеофон или дополненную реальность. Это может быть какой-то 3D-объект, воспроизведённый в виде ролика или напечатанный в качестве статуи. Здесь огромное количество вариаций и версий. И я как фиджитал-художник могу эти версии не только создавать, но и бесконечно менять. 

Сейчас, например, я занимаюсь тем, что перекодирую видео с выставки, которая сначала была в Нижнем Новгороде, а теперь будет в Москве. Там другие проекторы, разрешения и кодеки. И у меня есть возможность вносить в них какие-то косметические или фундаментальные изменения, то есть более интересно пользоваться вещами.

Наверное, стоит упомянуть про разницу между цифровым искусством и фиджитал… Она же есть?

Ну, можно сказать, что цифровое искусство – это часть фиджитала. Потому что фиджитал-арт подразумевает соединение реального и виртуального. А последнее как раз может быть выражено цифрой. То есть понятия родственные, но не одинаковые. 

А как вы вообще пришли к фиджитал-искусству? Почему выбрали именно такое направление?

Изначально это был просто эксперимент, поиск эстетики в социальной сети, куда я выкладывал разные цифровые скетчи. Такая практика оказалась очень полезной – она позволила мне наконец-то обрести важные для себя инструменты. Как я иногда иронизирую – инструменты, с которыми можно путешествовать во времени. 

В фиджитал и во всех видах медиискусства есть множество действий, которые я могу отменить, и есть множество версий, которые я могу создать. Таким образом, всегда можно понять, где и как ты переборщил, а потом вернуться обратно и достичь нужного уровня.

В академических практиках такого нет. Ты делаешь эскизы, пишешь картину маслом или темперой. И если работа испорчена, тебе нужно начинать её заново. А в цифровой среде всё по-другому. В ней можно многократно портить и менять, двигаться во всех направлениях и находить ту самую меру, когда ты доволен результатом. Именно такой инструмент мне и подходит. 

То есть фиджитал —  более свободное искусство?

Вопрос достаточно спорный. Потому что порой очень тяжело что-то выбрать, находясь в таком обилии инструментов и информации. Но в моём случае да, это необходимая свобода. И умение выбирать в медиаискусстве – тот навык, который я оттачиваю уже на протяжении более 10 лет. Это осознанность. Она помогает мне создавать цельные произведения и законченные коллекции.

У вас есть опыт участия в выставках во многих точках мира, вы являетесь резидентом VS gallery и рассказываете о своём мастерстве на лекциях. Сейчас вы творите в рамках арт-резиденции «Взаимосвязи». Как вы узнали об этом проекте и почему согласились в нём поучаствовать?

Заявки на участие в самых разных проектах через опен-коллы я отправляю регулярно. Что касается  «Друзей Петербурга», то мы уже работали вместе, и у нас сложились очень тёплые отношения. Поэтому сейчас, когда меня пригласили, я с удовольствием согласился.

Такой опыт очень важен. Ты общаешься с разными людьми – кого-то знал раньше, с кем-то обменялся контактами впервые. И потом, мы все из разных городов, видимся очень редко. А «Взаимосвязи» – это способ собраться в хорошей компании и совместить приятное с полезным. 

Разные взгляды на искусство не мешали находить общие точки соприкосновения?

А мне кажется, наоборот интересно, что мы все разные. Это же уникальный опыт. Меня вот очень впечатлили слова одного из участников арт-резиденции художника Максима Свищева.

Он сказал, что создать образ Петербурга – почти что написать портрет матери. Для него этот город родной, а я в нём больше как турист. То есть у всех людей абсолютно разный опыт ощущений, которыми можно поделиться, что очень здорово. Ради такого мы и собрались на «Взаимосвязях».

Во время арт-резиденции вы с коллегами также посещали лекции, мастер-классы и экскурсии. А что вам запомнилось больше всего?

Роскошь. Сумасшедшая роскошь. Когда ты видишь бесконечную вереницу дворцовых комнат и золото, которое, отражаясь в зеркалах, утраивается, это очень впечатляет. Потому что все мы выросли в каких-то других пространствах, в том числе советских. И количество лепнины на потолках там было резко ниже, чем во всех этих залах. 

Летние  резиденции императоров, павильоны, Катальные горки – вся эта невероятная красота заставляет задуматься о неком визуальном коде, о том, что для людей, которые жили в те времена, подобные места были нормой.

А ещё мы посетили «Лахта Центр», и это тоже своего рода роскошь. Это не просто узнаваемая высотная доминанта в облике города. Мне кажется, небоскрёб вписывается и в исторический контекст.

Я очень благодарен, что во время арт-резиденции нам не просто показали Петербург и его андеграундную часть (по умолчанию прекрасную и любимую), но и дали возможность увидеть какие-то закрытые павильоны и локации, которые ещё реставрируют.

Случился эксклюзив, и я его воспринял с большой вниманием. Поэтому он так и отозвался какой-то новой философской темой, которую я постарался отразить в своей работе.

Можете чуть подробнее рассказать о своём произведении, которое представите на фестивале «Друзья Петербурга»?

Как я уже и сказал, на меня очень большое впечатление произвела Катальная горка. Потому что это как бы и роскошь, и аттракцион одновременно. Я сделал вращающийся фрактал, собранный из разрезов катальной горы, которые отзеркаливаются и образуют новый шпиль.

Фото: ПАО «Газпром»

То есть в попытке найти эти взаимосвязи у меня получился вот такой пластический образ из контуров старой и новой роскоши. Надеюсь, моя работа многим отзовётся.

А вот если говорить о настоящем и будущем цифрового искусства. Какой запрос на диджитал-арт сегодня и каким он станет в ближайшее время?

Сейчас пока всё сложно. Существует очень много консерваторов, которые на самом деле не понимают современное искусство. Более того – они не понимают время, в котором живут. Чтобы узнать своё отношение к цифровой культуре, достаточно зайти в смартфон и посмотреть количество часов, которое вы в нём проводите. 

Чаты, трендовые рилсы – всё это там уже внутри, но к искусству как будто никакого отношения не имеет. И многие не понимают, зачем им приобретать то, что создавалось «нажатием кнопок»

Конечно, существуют выставки современного искусства, где представлено цифровое медиа и фиджитал. Например, совсем недавно в Манеже проходила ярмарка 1703, где была большая цифровая секция. Но подобных проектов немного. Галерей медиаискусства крайне мало, а специализированных музеев нет вообще. И это уже не моё мнение, а статистика. 

Мне кажется, цифровое и фиджитал-искусство составляет настоящую креативную индустрию. Потому что все коллаборации более гибкие именно в цифровой среде.

Мы можем интегрироваться в любой контент, начиная от рекламы и заканчивая архитектурой. А значит, в будущем фиджитал будет повсюду.

Беседовала Светлана Ягодзинская