Янтарная комната как символ перемен: что поможет ювелирной отрасли России раскрыть потенциал
Перспективы развития отрасли ограничены экономическими барьерами и отсутствием системной поддержки
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»
В рамках форума «Креативный код. Россия» состоялась сессия «Ювелирное дело: наследие и своевременность». На одной площадке собрались представители всех направлений индустрии — от художников и производителей до исследователей и ритейлеров.

В центре дискуссии оказались новый бренд «Янтарная комната» и системные вызовы, стоящие перед всей индустрией. Участники обсудили, как ювелирное искусство может сохранять национальные традиции, оставаться современным и помогать развивать культурные институции.
Новая жизнь культурного символа
Ключевым событием встречи стала презентация проекта «Янтарная комната», инициированного ПАО «Газпром» и ГМЗ «Царское Село».

Роман Левшин, руководитель проекта по созданию бренда, креативный продюсер АНО «Национальные приоритеты», представил концепцию, в рамках которой легендарный символ российского искусства получает новое развитие.
«Янтарная комната — значимый символ нашего культурного наследия. У неё есть большой потенциал для перехода в отдельный независимый бренд, причём не эксклюзивный, а массовый. Мы создаём платформу, которая позволит музею зарабатывать, а мастерам — реализовывать свои идеи».
Роман Левшин
В основе бренда — три ценности: философия и мистицизм янтаря, культурно-историческое наследие Янтарной комнаты и уникальная экспертиза российских резчиков и реставраторов.
«Бренд строится на почтении к истории, высоком качестве, образовании и устойчивом развитии. Мы видим огромный потенциал у молодой аудитории, ведь янтарь — экологичный и эстетически недооценённый материал».
Роман Левшин
Проект ориентирован на молодую аудиторию и международный рынок, прежде всего китайский, где янтарь имеет особую энергетическую ценность.
«В России янтарь часто считают “пенсионным камнем”, но в Китае он востребован и почитаем. Мы хотим показать, что янтарь может быть современным, стильным и близким молодой аудитории».
Роман Левшин
Разработанная концепция включает новый фирменный стиль, знак качества и линейку продукции — от украшений и аксессуаров до интерьерных предметов.
Особенностью проекта стало привлечение молодых дизайнеров в рамках лаборатории «Друзья Петербурга», участники которой разработали капсульную коллекцию.
Отраслевые вызовы и новые ориентиры
Помимо темы бренда «Янтарная комната», участники обсудили системные проблемы, с которыми сталкиваются современные мастера. Беседа быстро перешла от философии творчества к конкретным барьерам, мешающим развитию отрасли.

Ильгиз Фазулянов, известный ювелир и победитель международных выставок, напомнил, что индустрия должна сохранять творческую основу.
«Мы не отрасль, мы не заводы. Ювелирное дело — это душа, человек, мастер, а не массовое производство».
Ильгиз Фазулянов
Александр Яковлев, руководитель корпоративного отдела компании «Императорский ювелирный дом “Русские самоцветы“», подчеркнул необходимость консолидации сообщества и государственной поддержки.
«Все маленькие мастера должны объединяться. Один корабль всегда плывёт увереннее множества лодок. Нужно создавать акселераторы, гранты и мастерские, где молодые специалисты смогут учиться и работать».
Александр Яковлев
Но даже объединённые усилия, по его мнению, могут быть недостаточными без решения экономических проблем. Александр Яковлев отдельно отметил влияние внешних факторов, затрагивающих всех игроков рынка.
«Рост стоимости золота — один из главных вызовов. Розница пересчитывает цены почти ежедневно. Экспорт просел на 30%. В таких условиях важно говорить об отмене пошлин, субсидиях и о создании государственного торгового пространства».
Александр Яковлев
Конкретные механизмы решения этих системных проблем предложила Диана Джаннели, ювелир и создатель коллекций с русским культурным кодом. Она предложила выстраивать более прозрачные условия для развития отрасли.
«Нас нужно разделять — тех, кто творит, и тех, кто работает на массовость. Мы не можем быть в одном котле. И нам нужно сделать так, чтобы ехали к нам, а не мы — туда. Мы единственное государство, где так сложно работать. Почему бы не создать свободную экономическую зону для мастеров?»
Диана Джаннели
О практических шагах по преодолению изоляции говорил и Роман Левшин. По его мнению, продвижение отечественного ювелирного искусства невозможно без развитой системы распространения, выходящей за рамки единичных выставок.
«Нужно поддерживать дистрибуцию и экспорт: важно не только презентоваться на стендах, но и иметь возможность продавать, а затем экспортировать продукцию».
Роман Левшин
Участники сессии сошлись во мнении, что развитие ювелирного дела невозможно без сохранения ремесленной индивидуальности и объединения усилий мастеров, государства и культурных институтов.

Проект «Янтарная комната» стал примером того, как можно объединить наследие и современность, вдохновить молодых дизайнеров и создать модель устойчивого развития в сфере искусства.
Анна Горовая