В рамках премии «Серебряный Лучник – Северо-Запад» прошла дискуссия «Роль коммуникаций в развитии креативных индустрий»

Комфортные общественные пространства, в которых рождаются и живут новые проекты, создают новые возможности для реализации творческого и интеллектуального потенциала жителей страны. 

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

В рамках деловой программы VII премии «Серебряный Лучник – Северо-Запад» состоялась дискуссия «Роль коммуникаций в развитии креативных индустрий». Модератором обсуждения выступила Анжелика Котова, генеральный директор ООО «АГТ Санкт-Петербург», исполнительный директор премии «Серебряный Лучник – Северо-Запад».

«Впервые в этом сезоне на премии представлена номинация «Развитие креативных индустрий». В связи с принятием федерального закона о креативных индустриях стал актуален вопрос об изменениях, связанных с включением связей с общественностью в креативные индустрии и о роли коммуникаций в развитии отрасли. Традиционно „Серебряный лучник“ – это площадка, где ведущие эксперты коммуникационной отрасли обсуждают стратегии развития и обмениваются опытом, именно поэтому эта тема была предложена на обсуждение». 

Анжелика Котова

Открыл дискуссию Денис Кравченко, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике и соавтор закона о развитии креативных индустрий (№330) от 5 февраля 2025 года. В своём видеообращении депутат поблагодарил всех причастных к продвижению законодательной инициативы и рассказал, что теперь местные органы управления разработают меры поддержки креативных кластеров и выберут направления креативных индустрий, приоритетные именно для своего региона.

Депутат Государственной думы, соавтор законопроекта №330 Станислав Наумов подчеркнул, что для успешной экономики креативных индустрий следует не просто развивать три их основных составляющих — традиционные промыслы, средства массовой информации, а также современные культуру и искусство.

Необходимо также создать публичные пространства, где таланты могли бы объединяться и взаимодействовать, создавая устойчивые отношения и новые витки развития, а специалисты по коммуникациям обеспечат эти связи.Такой подход сформирует инфраструктуру и привлечёт талантливое население регионов для эффективной работы отрасли. 

По словам Вячеслава Лащевского, сопредседателя Координационного совета коммуникационной индустрии при Общественной палате Российской Федерации, председателя совета директоров Коммуникационной группы АГТ, принятие закона о развитии креативных индустрий станет переломным моментом как для сферы связей с общественностью, так и для креативных индустрий в целом. Так, по плану к 2030 году развитие приоритетных творческих сфер в каждом регионе увеличит вклад креативных индустрий в ВВП России с 3,5 до 6%.

В поддержку серьёзных перспектив креативных индустрий выступила начальник управления ПАО «Газпром», генеральный директор фонда «Газпром культурные инициативы» Елена Давыдова. Она также рассказала, как бизнес и комфортная городская среда влияют на их развитие.

«Тема креативных индустрий сейчас привлекает внимание, вокруг идёт много диспутов и, кажется, ещё предстоит серьёзная работа, чтобы сформировать понятную правовую базу, чтобы все приняли нормы, правила и кураторов. Но мы уже чётко ответили себе на вопрос, почему сфера креативных индустрий так важна – это по сути новая экономика. «Газпром» с 2007 года поддерживает проекты по реставрации и сохранению культурного наследия, развитию и благоустройству города. Всё это помогает создавать комфортные общественные пространства, в которых рождаются и живут новые проекты, открываются новые возможности для реализации творческого и интеллектуального потенциала граждан».

Елена Давыдова

Также слушатели дискуссии узнали о проекте «Друзья Петербурга», в рамках которого проходят творческие лаборатории по воплощению инициатив городской значимости. Практические работы выполняют студенты, обучающиеся на разных направлениях. По словам Лизы Савиной, продюсера, арт-критика, соучредителя фонта Sparta и преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ, креативность рождается именно из междисциплинарности.

«В городском пространстве креативные индустрии не должны существовать изолированно, потому что они определяют то, как выглядит наш город, как люди себя в нём чувствуют и как развивается его культура. Практика лабораторий, которую мы развиваем – это междисциплинарная коммуникация, ведь важно научить наши институции разговаривать между собой».

Лиза Савина

Руководитель отдела по связям с общественностью компании «Теремок» в Санкт-Петербурге Валерия Иванова отметила, что сотрудничество бизнеса и креативных индустрий повышает узнаваемость бренда и даёт новые толчки развития. Например, компания активно привлекает к сотрудничеству художников для создания коллабораций в креативной русской стилистике, шефов городских ресторанов высокой кухни для разработки специального гурмэ-меню, а также творческие коллективы и музыкантов для участия в городских праздниках и фестивалях.

Издатель журнала «Собака.ру» Инесса Гаевская обратила внимание, что для эффективной коммуникации необходима открытость компаний и возможность свободного обмена идеями. Только в такой среде могут рождаться новые креативные решения, именно о таких деятелях городской среды и пишет регулярно журнал.

«Креативные индустрии – это не только сообщество, но и обмен идеями между его членами, формирование общих ценностных ориентиров, единой базы знаний, ведь именно таким образом появляются новые подходы и направления работы, становится успешным бизнес».

Инесса Гаевская

В конце дискуссии участники ответили на вопросы зала и поделились предположениями о том, в каких креативных индустриях Санкт-Петербург займёт лидирующие позиции. Так, Инесса Гаевская отметила потенциал нашего города в области моды, культуры, гастрономии и урбанистки, а Лиза Савина выделила медиасферу, art&science и современное искусство.

София Цыганкова