В рамках курса «Наставничество» прошло завершающее проектное занятие по созданию тифломаршрута для Зубовского флигеля Екатерининского дворца

Чтобы макет был информативен для слабовидящих людей, следует обращать особое внимание на детализацию всех элементов.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»

Участники курса «Наставничество» посетили проектное занятие, на котором для них провели экскурсию по макетной мастерской Studio 22. Мероприятие стало последним в серии мастер-классов по разработке тифломаршрута для Зубовского флигеля Екатерининского дворца. 

Фото: София Цыганкова

На встрече с руководителем макетной мастерской Артёмом Драчёвым и макетчиком Мариной Козленковой слушатели курса узнали об особенностях создания музейных моделей для незрячих людей. По словам Артёма Драчёва, любой подобный макет состоит из большого количества элементов. Работа начинается с подмакетника, который производится по мебельным технологиям. Далее изготавливают подстолье или тумбу, а затем уже саму модель, основанную на детально проработанном плане.

Фото: София Цыганкова

Кроме того, гости мастерской изучили различные чертежи и макеты, а также познакомились с оборудованием, которое используют для их создания. Артём Драчёв продемонстрировал работу станка с числовым программным управлением (ЧПУ) и показал детали, сделанные на 3D-принтере. 

Благодаря экскурсии молодые люди смогли оценить, как воспринимаются маленькие объекты на ощупь. Этот опыт должен помочь им при разработке проекта для Зубовского флигеля, например, при выборе масштаба макета. 

«Выставочный тактильный макет должен отвечать нуждам заказчика. Этот вид работ наиболее сложный в реализации, поскольку нужно одновременно и сохранить детализацию, и сделать модель крепкой. Какие-то мелкие элементы нужно увеличить относительно всей конструкции, какие-то сделать не из пластика, а из других материалов, вплоть до титана или алюминия».

Артём Драчёв 

Чтобы макет для тифломаршрута был информативен, следует обращать особое внимание на детализацию всех элементов – тогда даже самые маленькие его части будут понятны людям с нарушением зрения. Для этого нужно определить масштаб, который позволит точно воспроизвести архитектуру и интерьеры Зубовского флигеля, а также подобрать материалы, которые передадут текстуру и контуры всех предметов макета. 

Фото: София Цыганкова

По словам Артёма Драчёва, обычно в таких проектах используют две основные технологии: фасады, как правило, вырезаются на станке с ЧПУ, более мелкие детали изготавливаются при помощи 3D-печати.

Фото: София Цыганкова

В конце встречи участники курса «Наставничество» обсудили свои идеи по реализации макета. Теперь они приступают к непосредственной разработке макетов и защите проектов.

«Это финальная точка теоретическо-практической части, далее мы начинаем креативить и предлагать проектные решения. Нам было важно ознакомиться, какие есть материалы и способы изготовления моделей. Это поможет понять, какими инструментами мы будем пользоваться при создании нашего маршрута и экспонатов. У нас очень много идей, все ждут момента, когда мы начнём проектировать». 

Мария Шапченко Руководитель архитектурной мастерской №2, куратор курса «Наставничество»

Задача проектной команды — наиболее точно отразить архитектурное и интерьерное своеобразие Зубовского флигеля Екатерининского дворца в доступной для посетителей с нарушением зрения форме. Инклюзивный маршрут по личным покоям императрицы будет включать макет флигеля и каждого зала в отдельности, детализированные элементы декора и аудиоэкскурсию. 

Кристина Никишина