В Царском Селе для гостей фестиваля «Друзья Петербурга» впервые открылось фондохранилище архитектурной графики
Посетители увидели легендарные чертежи известных зодчих и узнали, как они хранятся.
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»
Эксклюзивную экскурсию по архитектурной графике XVII – XX веков смогли посетить гости третьего ежегодного фестиваля ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Мероприятие провела эксперт по архитектурной графике, экскурсовод ГМЗ «Царское село» Евгения Фурсикова.
«Этот фонд я приняла не так давно, только этой зимой. Поэтому для меня он по-прежнему полон сюрпризов, открытий. Он очень увлекательный, хотя для тех, кто мало знаком с архитектурным хранением, фонд может показаться совсем скучным».
Евгения Фурсикова
Экскурсия заинтересовала разных гостей — как архитекторов, так и обычных ценителей искусства. Евгения Фурсикова рассказала о том, что такое архитектурная графика и как можно трактовать этот термин.
В широком смысле такими экспонатами принято считать изображения разнообразных сооружений. Однако большинство архитекторов возражают против такого определения.
Изначально архитектурная графика имеет более строгий смысл: это документы, чертежи, эскизы и рисунки, которые непосредственно относятся к процессу проектирования и сооружения здания.
Архитектурный рисунок должен давать представление о материале, из которого будет сооружён объект, о его масштабе, пропорциях и других параметрах.
Экскурсовод также показала несколько работ известных зодчих. Например, акварельный чертёж архитектора Василия Стасова, который стал одной из ключевых фигур в истории Царского Села.
Гости увидели работу и другого зодчего, который не связан с музеем-заповедником, но всё равно играет значительную роль в истории архитектуры — чертёж Исаакиевского собора Огюста Монферрана.
«Наш фонд делится на основной — в нём представлены наиболее ценные экспонаты, которые насчитывают чуть больше 4000 листов, — и на научно-вспомогательный, в нём около 2000 листов. Туда попадают в основном копии. Но время не щадит никого и ничего. Сейчас многие предметы из вспомогательного фонда переоцениваются и переходят в основной, становятся частью главных музейных собраний».
Евгения Фурсикова
Участники экскурсии узнали ещё об одной интересной детали: многие чертежи, которые подписаны именами известных архитекторов, на самом деле не всегда рисовались ими. Довольно часто они передавали наброски в свою мастерскую, где ученики отрисовывали конечный чертёж, а после этого его уже заверял сам мастер.
Диана Чиванова