Участники лаборатории по созданию инклюзивного аудиогида по Зубовскому флигелю посетили лекцию об особенностях тифлокомментариев 

Студенты проанализировали работы профессионалов и попробовали написать собственные тексты-описания

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»

В рамках лаборатории по разработке инклюзивного аудиогида по личным покоям Екатерины Великой состоялось занятие, посвящённое принципам составления тифлокомментариев. Его для участников интенсива провёл специалист по цифровой доступности и преподаватель аудиовизуального перевода Иван Борщевский. 

Как отметил лектор, задача, которая стоит перед студентами в этом проекте, уникальна. Они станут первыми, кто создаст целостные аудиодескрипции исторических убранств, – ранее в Екатерининском дворце для незрячих описывали лишь отдельные экспонаты. 

В качестве примера Иван Борщевский предложил использовать аудиоописания музея-усадьбы «Кусково». Владелец поместья, соратник Петра I граф Шереметев, проектируя имение, во многом вдохновлялся Царскосельским зодчеством. Поэтому музеи-заповедники очень похожи. 

Фото: CC0 Public Domain

Также участники курса прослушали аудиоматериалы о Кухонном флигеле и Голландском домике, расположенных в московской усадьбе, а также узнали об основных правилах построения аудиоповествований. 

«Тифлокомментарии, в отличие от обычных текстов, описывают в основном внешний вид, а не историю здания. Этим они и отличаются от обычных экскурсионных материалов. В стандартном аудиогиде мы рассказали бы и об особенностях стиля, и о тяжёлой судьбе крепостного архитектора Фёдора Аргунова, который благодаря своему таланту смог прославить себя в веках. При создании инклюзивных материалов наша задача - не поделиться всем, что мы знаем, а рассказать о том, что видим, с небольшой исторической справкой».

Иван Борщевский

Кроме того, молодые специалисты прослушали тифлокомментарии к разным картинам и попытались выделить в них сильные, но и слабые стороны. 

Так, одна из участниц курса отметила, что в аудиоописании «Гофмановского мотива» Василия Шемякина слишком много исторического контекста, что отвлекает слушателя от главного героя картины. 

«Каким получится тифлокомментарий, во многом зависит от его автора. Например, над материалом по Шемякину трудился искусствовед, поэтому текст вышел очень детализированным и перенасыщенным биографическими фактами. Понятно, что это было сделано с целью объяснить предысторию персонажа. Но всё-таки подобное объяснение больше уместно как раз для зрячей аудитории, которая уже видит героя и понимает, о чём идёт речь.»

Иван Борщевский

Лектор также подчеркнул важность пояснений архитектурных терминов и оттенков цветов, которые упоминаются в аудиоповествовании. Также он показал участникам, как правильно расставлять акценты в сложных искусствоведческих материалах.

В конце занятия, чтобы закрепить полученные знания, молодые специалисты потренировались зачитывать тифлокомментарии и создавать собственные тексты-описания к картине Александра Самохвалова «Военизированный комсомол». 

Светлана Ягодзинская