Участники культурно-исследовательской лаборатории «Обратная сторона дворца» представили концепцию аудиовизуального представления в Михайловском саду

Проект не просто объединяет историю, искусство и современные технологии, но и предлагает посетителям заглянуть внутрь себя.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

Проектная команда, сформированная в рамках культурно-исследовательской лаборатории, презентовала идеи аудиовизуального спектакля «Обратная сторона дворца» в Михайловском саду. Представление станет одним из ключевых событий фестиваля «Друзья Петербурга», который состоится осенью 2024 года. 

Проделанную работу оценивали члены экспертного совета: начальник управления ПАО «Газпром» Елена Давыдова, преподаватель, куратор и продюсер проектов в области культуры, соучредитель фонда культурных инициатив «Спарта» Лиза Савина, главный хранитель садов, начальник отдела изучения, сохранения и развития садов и зелёных территорий Государственного Русского музея Александра Алексеева, а также наставники и эксперты.

«Сегодня состоялась защита проекта перед экспертным советом. Мы провели уже несколько лабораторий в рамках проекта „Друзья Петербурга“, и каждый раз это что-то новое, это творческий поиск и новый вызов для участников и экспертов, но неизменно успешное воплощение идей, которое становится заметным и популярным событием. Перформанс в Михайловском саду в рамках фестиваля „Друзья Петербурга“ – это городское событие. В прошлом году на фестивале с успехом прошло аудиовизуальное шоу, посвящённое Михайловскому замку, которое также было создано студентами проекта под руководством кураторов. И мы благодарны Русскому музею и городу за доверие».

Елена Давыдова 

В рамках культурно-исследовательской лаборатории её участники посетили серию лекционных и практических занятий. Например, на экскурсии по Михайловскому замку им рассказали, что великая княгиня Елена Павловна способствовала развитию Русского музыкального общества, которое стало основой для Санкт-Петербургской консерватории. Вдохновившись этой историей, проектная команда приняла решение разработать мультимедийную программу в формате оперы.

А после посещения Михайловского сада родилась визуальная концепция, основанная на легенде о городе Китеже. Участники лаборатории решили создать арт-пространство, которое погрузит посетителей в историю парка и воплотит иллюзию путешествия во времени.

«Прогулка по саду – это погружение в мир снов, в тени забытых исторических фактов, когда на его территории было и Музыкальное общество, и теннисный корт, и детская площадка. Так, из отдельных осколков, из звуков и символьного ряда собирается мозаичная, но целостная картина „невидимого града“, подобного Китежу».

Лиза Савина

Проектная команда планирует разместить в парке двенадцать выставочных инсталляций. Однако у аудиовизуального представления нет чёткого сценария: каждый сможет свободно исследовать экспонаты и составлять индивидуальный маршрут. Чат-бот и игровая карта помогут гостям узнать информацию об экспонатах и не пропустить ни один из них.

Главным объектом притяжения станут поющие гипсовые формы для отливки скульптур из Михайловского парка, исполняющие оперные партии. Участники лаборатории придумали расположить их на наиболее просматриваемом месте перед дворцом – на Масляном лугу, который превратится в импровизированную сцену.

Кроме того, аудиовизуальный ряд в павильоне Росси расскажет гостям о реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Одноимённые стихотворения Дмитрия Мережковского и Бориса Пастернака лягут в основу звукового сопровождения. 

 «Партнёрство Русского музея с проектом „Друзья Петербурга“ позволяет если не сразу реализовывать, то, по крайней мере, быть более внимательными к новым веяниям. Ведь они вполне резонны, но такой консервативной институции, как музей, просто не приходят в голову. Первая владелица Михайловского сада прославилась своими оригинальными новаторскими взглядами – например, на его территории организовывали карнавалы. Так что здесь исторически есть чем вдохновиться».

Александра Алексеева

Также участники лаборатории создали инсталляцию «Потерянный рай». Они предлагают прикрепить на Чугунный мостик Росси перевёрнутых светящихся рыб, но, чтобы увидеть объект в правильном ракурсе, посетители парка должны посмотреть на пруд. Такая иллюзия сформирует ощущение подводного города.

Однако чтобы закрыть незадействованное пространство от выставочного, необходимы оградительные сооружения. Например, башни из мониторов, поставленных друг на друга. На экранах зритель увидит картины из коллекции Русского музея или фотографии прошлого века, сделанные на территории Михайловского сада и оживлённые с помощью искусственного интеллекта. 

Архивные снимки расскажут об истории бытования парка. На его территории гимназисты занимались физкультурой, горожане приходили почитать книги, а дети играли на площадках. Самым популярным аттракционом была лошадка-балансир, фотография которой сохранилась с 1953 года. Проектная команда приняла решение воссоздать этот образ, обтянув каркас белой тканью и установив внутри прожекторы, чтобы карусель светилась. Высота экспоната составит пять метров.

«Время идёт, лица меняются. Однако люди, оставшиеся в прошлом, всё ещё здесь, но в параллельной реальности. В вечности. Одна из главных эмоций, испытываемых человеком, когда он попадает на территорию природы с мощным историческим контекстом, – это ностальгия, лирическое состояние, которое мы хотим усилить нашим представлением».

Лиза Савина

Все локации объединяет музыка. В дополнение к существующим композициям проектная команда создала новый мотив, который основан на местоположении Михайловского сада. Цифры координат они перевели в гитарную табулатуру, где 0 – открытая струна «ми», а 8 – «до». Так получилась уникальная мелодия из комбинации чисел.

Лиза Савина подчеркнула, что представление «Обратная сторона дворца» не просто объединяет историю, искусство и современные технологии, но и предлагает посетителям заглянуть внутрь себя. Проект, по мнению куратора лаборатории, приглашает гостей осознать «обратную сторону» своей личности. 

София Цыганкова