Участникам лаборатории по разработке инклюзивной сувенирной продукции объяснили, как работать со шрифтом Брайля
Необходимо строго соблюдать математические пропорции шрифта — в противном случае текст окажется нечитаемым для незрячих или слабовидящих людей
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»
Участники лаборатории по разработке инклюзивной сувенирной продукции посетили «Центр медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению». Сотрудники организации объяснили студентам систему чтения и письма на шрифте Брайля, а также рассказали, как можно использовать эти знания при разработке инклюзивной продукции.

Мастер-класс провели специалист по социальной реабилитации Виктория Воробьёва, специалист по социальной работе Галина Гусева и психолог Юлия Ломакина.

Перед началом практической части Виктория Воробьёва кратко рассказала про работу центра и историю создания рельефно-точечного шрифта. Лектор также описала технику письма и чтения. Один квадратик вмещает 6 точек, а их различные комбинации составляют буквы и цифры. Ведущая подчеркнула, что всю возможную графику создатель шрифта смог отобразить всего в 64 комбинациях точек.
«У Луи Брайля был талант математика. Его шрифт – строго определëнная и гениально решённая математическая задачка. И решил её слепой человек! Он в голове рассчитал, сколько точек должно быть в одной клетке, какое расстояние между ними, какая площадь. И вот Брайль нашёл гениальное число — шесть. Потому что средний размер человеческого указательного пальца строго помещается в клетку, в шеститочие».
Виктория Воробьëва
Ведущая мастер-класса рассказала, как составлять слова, исправлять ошибки и переходить от букв к цифрам. Она также обратила внимание, что при создании сувенирной продукции и информационных табличек необходимо строго соблюдать математические пропорции шрифта — в противном случае текст окажется нечитаемым для незрячих или слабовидящих людей.

Во второй части мастер-класса участники лаборатории попробовали написать своё имя или название проекта шрифтом Брайля. Каждому выдали памятку и стандартный металлический прибор, которым обычно пользуются люди с нарушением зрения. Сотрудники центра объяснили, что по принципу действия он напоминает трафарет, а писать с помощью такого прибора нужно справа налево.

Также студенты познакомились с различными приспособлениями для тренировки навыков, необходимых незрячим людям, и попробовали их в деле. Им показали специальную азбуку с рельефными картинками и буквами — она помогает развивать чувствительность пальцев, необходимую для чтения.
«Самое трудное — не выучить буквы. Меньше часа прошло, а мы уже их знаем. Гораздо сложнее развить чувствительность пальцев, чтобы читать не глазами, а руками».
Виктория Воробьёва
Психолог Юлия Ломакина рассказала о разновидностях шрифта Брайля. Например, существует его компьютерная версия или специальный вариант для записи нот. Она также объяснила, какие материалы категорически не подходят для инклюзивной продукции.
«Отражающие поверхности дезориентируют незрячих людей, поэтому от них лучше отказаться. И не покупайтесь на историю о том, что можно передать цвет с помощью фактуры. То есть когда мы интенсивность света пытаемся показать штриховкой или чем-то ещё. Это никак не читается».
Юлия Ломакина
На заключительном этапе участникам объяснили специфику компьютерного и литературного вариантов шрифта Брайля, обозначив, как эти знания можно применить в музейной и просветительской практике.
Марина Овинова