Стать «архитектором желаний»: кураторы лаборатории «Вектор мечты» рассказали о развитии креативных индустрий
В этом экономическом секторе играют роль не только системность и институциональная поддержка, но и личностный фактор
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»
Кураторы лаборатории «Вектор мечты» — доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ СПб Марина Матецкая и руководитель агентства полного цикла для музеев и выставочных проектов «Акродис» Вадим Лазуко — познакомили участников проекта с основами развития креативных индустрий. Эксперты рассказали об основных тенденциях в этой области, включая влияние искусственного интеллекта.

Марина Матецкая подробно остановилась на особенностях креативных индустрий. По её словам, ключевыми ресурсами здесь становятся интеллект, творческий подход и оригинальность — что подтверждают последние статистические данные. Лектор отметила, что для такого крупного сектора экономики важны не только системность и институциональная поддержка, но и личностный фактор.
«Креативные индустрии прежде всего опираются на изменения, которые происходят с профессиональными качествами и взглядами человека. Именно поэтому сектор тесно связан с социальной и культурной повестками, а также бизнес-метриками. Он значительно влияет на нашу жизнь и даёт ещё больший потенциал для развития».
Марина Матецкая
Также куратор лаборатории обозначила основные черты креативных индустрий. Матецкая заметила, что участниками экономических отношений в секторе могут выступать самые разные субъекты: от индивидуальных предпринимателей до крупных корпораций.

Не менее важна и междисциплинарность сферы: у её подсекторов нет чётких границ, а значит, многие профессии находятся на стыке различных областей. Нетворкинг и партнёрство — вот что, по мнению эксперта, развивает эту сферу.

Отдельное внимание Матецкая уделила механизмам регулирования креативных индустрий.
«В этой сфере невозможно обойтись без институтов охраны интеллектуальной собственности. Если основной ресурс — наш креативный потенциал, то мы будем заинтересованы в том, чтобы его защищать и лицензировать. Сегодня быть первоисточником — значит получать экономический, социально-репутационный доход за свою деятельность. В итоге разгорается нешуточная борьба за патенты и охрану интеллектуальной собственности».
Марина Матецкая
Тему роли личности в креативных индустриях продолжил Вадим Лазуко. Он выдвинул тезис, что для устойчивого развития — когда движение вперёд осуществляется без вреда для тех, кто идёт позади — необходимо обращаться к человекоцентричным системам. То есть технологии и бренды, которые создают сейчас, не должны разрушать будущее.
«Если сегодня креативные индустрии вдохновляют на переизбыток, поверхностность и потребление, то впоследствии они могут стать катализатором осознанности, инклюзивности и заботы о завтрашнем дне. Мы формируем смыслы и создаём то, как выглядит норма для миллионов людей. Каждый постер, обложка — инвестиция или в хаос, или в устойчивость. Мы архитекторы желаний».
Вадим Лазуко
Лектор также поделился ключевыми тенденциями, которые сформировались в креативных индустриях за последние несколько лет. Одной из наиболее заметных стало соавторство с искусственным интеллектом. Вадим Лазуко обратил внимание, что ИИ может быть хорошим союзником, но только если фокус совместной работы всегда будет направлен на человека.
«Создать систему, в которой человек — не потребитель или функция, а центр и личность — вот какой должна быть сегодня цель. В этом случае технологии и ИИ становятся медиаторами человеческих связей, а не доминантами».
Вадим Лазуко
В качестве примера эксперт привёл концепцию умных городов. Они технологически насыщены, но не всегда учитывают интересы человека.

Технологии увеличивают количественные показатели, такие как число камер видеонаблюдения, но нередко оставляют без внимания качественные характеристики жителей. Вадим Лазуко подчеркнул, что в подобных условиях люди могут терять комфорт и автономию.
«Главная цель умного города — построить систему, в которой хочется жить, а не существовать».
Вадим Лазуко
Куратор пожелал участникам лаборатории следовать главному правилу креативных индустрий: усиливать человеческое, а не подменять его.
Маргарита Мардер