Сотрудники Русского музея рассказали, как проходила реставрация пострадавших при взрыве в Таганроге картин
Работники мастерских устранили не только травматические повреждения таганрогских памятников, но и «болезни», которые появились ещё до трагедии.
Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем
В Русском музее завершается восстановление произведений, пострадавших во время взрыва в Таганроге 28 июля 2023 года. Сотрудники реставрационных мастерских рассказали редакции «Друзья Петербурга», с какими сложностями пришлось столкнуться во время работ, которые проходят при поддержке ПАО «Газпром».
Среди экспонатов, получивших повреждения, – два полотна
Например, в нижней части произведения был большой разрыв с перемешиванием нитей. «Лечением» картины уже почти полгода занимается художник-реставратор Светлана Попова.
«Процесс реставрации оказался очень сложным, потому что холст был натянут неравномерно и направление нитей стало дугообразным. Их пришлось сначала расплести, а потом заново переплести в полотно. Сейчас картина на этапе тонировки. Живописные слои распределены неравномерно. В некоторых местах лежит много слоёв краски, а где-то мы видим голый холст: в такой манере художник написал большинство своих работ».
Светлана Попова
Над другим произведением Коровина трудится художник-реставратор Татьяна Серова.
На живом, будто незаконченном натюрморте после взрыва образовалось несколько прорывов. Сейчас мастер уже удаляет поздние прописки и освобождает авторский слой.
«Во время изучения памятника оказалось, что холст очень ветхий. Известно, что Коровин любил экспериментировать, так что грунт лилового цвета художник сделал сам. Я провела дублирование холста и тщательно подошла к выбору материалов для восстановления картины. При изучении состава лака оказалось, что верхний слой удаляется быстро, а нижний имеет в составе масло. Поэтому здесь нужен особый подход».
Татьяна Серова
Подрамник был полностью сломан, но реставратор нестандартно подошла к его восстановлению. На новый каркас приклеили спилы с оригинального подрамника. На этих элементах — авторские надписи, которые становятся продолжением работы Коровина.
Работники мастерских устранили не только травматические повреждения таганрогских памятников, но и «болезни», которые появились ещё до трагедии. Один из таких примеров – картина
«Памятник имел проблемы и до взрыва. Он прошёл через множество реставраций и консерваций. На нижней его части с изображением снега произошло расслоение живописных слоёв. Также мы заметили на полотне некачественные тонировки и грязный лак».
Надежда ЕгороваХудожник-реставратор
Во время исследования картины оказалось, что она переписывалась несколько раз. Даже с помощью специальной техники сложно было понять, какие части картины зритель должен видеть, а каким следует остаться под живописными слоями.
Со спорными случаями мастерам помогает отдел технических исследований. Современные методики позволяют рассмотреть все слои грунтовки, краски, лака. Ведущий инженер отдела Вячеслав Торопов рассказал о секретах картины
«Для исследования мы использовали инфракрасное излучение — один из самых прогрессивных методов. Фотоаппаратом со специальным объективом водили по поверхности картины и определили основные повреждения. Кроме того, в инфракрасной области обнаружили переписку фона. В последнем варианте работы художник удлинил передники героинь и изменил положение их рук».
Вячеслав Торопов
Художник-реставратор Антон Макаров работал над «Девочками» и отметил, что главной сложностью стало изображение цвета и света:
«Художница внимательно подошла к изображению разного освещения. На картине мы видим утреннее небо и свечи в руках героинь. Этого сочетания не было видно, потому что полотно покрывал жёлтый лак разной толщины. Мы восстановили контраст холодного естественного освещения и тёплых рефлексов на платьях девочек».
Антон Макаров
Реставрационные работы завершатся 18 марта. Петербуржцы смогут увидеть результат труда реставраторов на специальной выставке.
Александра Булгакова