Полёт реставрационного дела: Русский музей представил обновлённую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Историческое полотно станет одним из главных экспонатов на выставке в Михайловском замке, посвящённой 225-летию со дня рождения великого художника.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

В Русском музее завершилась реставрация всемирно известной картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Итоги работ по выявлению и сохранению первоначального облика шедевра обсудили на расширенном заседании реставрационного совета.

В мероприятии приняли участие представители Министерства культуры РФ, Третьяковской галереи, Государственного научно-исследовательского института реставрации и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.

Генеральный директор Русского музея Алла Манилова отметила, что работы подобного масштаба над картиной великого художника велись впервые, потому ответственность на всех участниках процесса лежала колоссальная.

«Сегодня завершилась первая за почти двести лет комплексная научная реставрация всемирно известного полотна Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Это особенная картина для истории искусства России и Европы – она возглавляет список произведений русских художников во всемирном перечне шедевров. Наши ведущие специалисты и научные сотрудники провели исследовательские и реставрационные работы на высочайшем уровне. Мы благодарим ПАО “Газпром”, постоянного партнёра реставрационных проектов Русского музея, за поддержку и командную работу».

Алла Манилова

Первый этап реставрации полотна начался ещё в декабре 2023 года. Ведущие специалисты Русского музея проводили мероприятия по масштабному технико-технологическому и химико-биологическому исследованию картины и исторической рамы.

Изучив каждый слой «Последнего дня Помпеи», мастера отработали методику по удалению поздних записей других реставраторов и утончению верхних слоёв потемневшего лака, сильно изменивших колорит полотна.

Работы по восстановлению первоначального облика монументальной картины велись при поддержке ПАО «Газпром». Специалисты использовали современное оборудование и высокотехнологичные инструменты.

«В этот раз реставрация проходила публично. Это очень смелое решение музея, которое сфокусировало внимание не только на само полотно, но и на процесс реставрации. В нашем проекте “Друзья Петербурга” мы видим, что реставрация — наиболее востребованная тема как у профессионалов и студентов, которые получают практику на базе реставрационной школы Русского музея, так и у широкой аудитории и волонтёров. Все хотят стать частью этого таинства». 

Елена ДавыдоваНачальник Управления ПАО «Газпром», генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома.

Восстановление шедевра Брюллова – далеко не первый пример сотрудничества компании «Газпрома» и Русского музея. 

«Мы начинали наше партнёрство с Русским музеем по реставрационным проектам с полотна Нестерова “Святая Русь”, затем были работы Маковского, Айвазовского. И каждый раз полотна рассвечивались, начинали дышать, жить. Как и сейчас, зрительская оптика менялась, это другое зрительское впечатление. Сегодня, когда завершается работа над полотном Брюллова, самое важное и самое правильное, что мы можем сказать, — огромное спасибо реставраторам: за время, за труд, за передачу навыков и знаний студентам. Именно так мы сохраняем историю, сохраняем национальное достояние». 

Елена Давыдова

Ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея отметила, что особое внимание во время реставрации картины мастера уделили снятию слоёв пожелтевшего лака.

«До того, как мы начали убирать все эти лаки, всадник на белом коне весь был оливкового цвета. И обнажённое тело, и плащ, и даже изображение лошади – всё казалось оливково-жёлтым. А теперь мы можем видеть, что художник писал это тремя разными красками. То есть всё это время жёлтый лак попросту убивал живописные авторские нюансы».

Ольга Клёнова

По словам Ольги Клёновой, реставраторы с восторгом раскрывали каждый подобный фрагмент, обнаруживая, как смело Брюллов орудовал широкой, мощной кистью, лепил форму и строил цветовые контрасты.

Наблюдать за процессом реставрации посетители Русского музея могли вживую – сквозь стеклянную перегородку, которую установили в импровизированной мастерской зала №86 корпуса Бенуа.

«Такая информационная открытость очень важная для музея. У нас было огромное количество мастер-классов, куда мы приглашали студентов профильных вузов. И прямо здесь, в реставрационном зале, они могли всецело участвовать в этом процессе. Реставраторы устраивали занятия в рамках проекта “Друзья Петербурга”, а ещё проводили лекции с презентациями в рамках выставки “Россия - моя история” в Москве. То есть всё это время проект был очень доступным».

Евгений СолдатенковНачальник Службы реставрации музейных ценностей Русского музея

Увидеть результаты реставрационных работ посетители Русского музея смогут на выставке «Великий Карл», которая откроется 18 октября и продлится до середины мая следующего года.

Светлана Ягодзинская