События
София Цыганкова

Поймать удачу за холст: участники мастер-класса в Царскосельской янтарной мастерской воссоздали фрагмент плафона из Зубовского флигеля

Цель занятия – вдохновлять и взращивать в людях творческие начинания.

В Царскосельской янтарной мастерской прошёл мастер-класс, приуроченный к будущему открытию личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле. Участники мероприятия, которое организовал проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», воссоздали фрагмент сюжета, изображённого на плафоне Китайского зала.

Фото: Елизавета Титова

Занятие провела преподаватель Академии художеств имени Ильи Репина, художник Татьяна Чикова, работавшая над восстановлением исторических помещений.

«Рыбачок ловит счастье и удачу из волшебного пруда: так мы трактуем фрагмент, выбранный для мастер-класса. Всем хочется поймать удачу за хвост, но сегодня каждый смог поймать удачу за холст. Наша цель – вдохновлять и взращивать в людях творческие начинания. Приятно видеть, что все работы получились разными, ведь мы стараемся научить не только копировать, но и вкладывать своё видение – это и есть живопись».

Вероника ДонскаяСпециалист по связям с общественностью Царскосельской янтарной мастерской 

Китайский зал – самый большой из личных покоев Екатерины II. Сюжеты плафона, исполненного в стиле шинуазри, воссоздавались по сохранившимся акварелям и гравюрам. Реставраторы писали фрагменты изображения на холстах в мастерской, а потом приклеивали их на потолок.

Фото: Елизавета Титова

Каждому участнику мастер-класса выдали фотографию сюжета, загрунтованный холст и акриловые краски. Необходимо было скопировать изображение, сделав карандашный набросок и раскрасив его точно подобранными цветами.

Фото: Елизавета Титова

Во время занятия Татьяна Чикова рассказала про изобразительные особенности первого и второго плана картины, а также объяснила, какие оттенки красок нужно использовать для создания визуально объёмного сюжета.

Фото: Елизавета Титова

По словам художницы, чтобы получить насыщенную палитру, иногда достаточно иметь под рукой всего три тюбикаакрила и знать секреты, как смешивать пигменты.

«Сначала нужно нарисовать китайский туман – нежный, сквозящий фон. Для этого используем белила и ультрамарин, прямо поверх карандашного наброска. Не забывайте – рисуем «по чувству». Когда смешиваем синий с охрой, получается зелёный, и нам совершенно не нужна отдельная краска. Чем цвет светлее, тем веточка будет казаться дальше от зрителя, чем темнее – тем ближе будет объект. Красный цвет стоит наносить в последнюю очередь, именно он позволяет вдохнуть жизнь в картину». 

Татьяна Чикова

По окончании занятия каждый участник создал своё видение исторического фрагмента плафона из Китайского зала. 

«Мастер-класс дал возможность людям, совершенно не связанным с искусством, попробовать себя в живописи. Когда они увидят отреставрированный Китайский зал, им будет приятно, что частичка этой истории есть и у них дома. Занятие также помогло преодолеть свои страхи. Я боялся сделать первое движение, но, когда у меня спустя полтора часа получилась готовая работа, я стал больше верить в свои силы».

Владимир ТихоновУчастник мастер-класса

Гости Царскосельской янтарной мастерской также подчеркнули, что благодаря этой встрече смогли пообщаться с замечательными мастерами, с которыми вряд ли бы столкнулись в повседневной жизни, и узнали, как проходила реставрация личных покоев Екатерины II. 

София Цыганкова