Оловянная чума: слушатели курса «Наставничество» узнали об особых свойствах и правилах эксплуатации произведений из металла

Каждый реставратор должен иметь представление, какими свойствами обладает та или иная материя, чтобы не навредить предмету и самому себе.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»  в рамках партнёрства с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

В конференц-зале Музея космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко (территория Петропавловской крепости) заведующий мастерской реставрации металла Международного центра реставрации, художник-реставратор высшей категории Андрей Смирнов рассказал участникам курса «Наставничество» о тонкостях работы с произведениями из металла.

По словам лектора, металлы занимают важную нишу во всём спектре художественных произведений: ювелирных изделиях, архитектурных сооружениях, элементах фасадного декора, убранстве музейных пространств. Они представляют собой основу для живописных произведений, предметов вооружения и народного быта.

Рассказывая, как важно учитывать физические особенности различных металлов, Андрей Смирнов привёл в пример олово: под воздействием низкой температуры оно теряет механическую прочность и может превратиться в серый порошок.

«Впервые этот эффект обнаружили из-за трагического происшествия. Экспедиция Роберта Скотта отправилась к Южному полюсу, оставляя на своём пути запасы в запаянных оловом ёмкостях. Вернувшись, они обнаружили, что баки с горючим пусты, а консервы вскрыты – олово превратилось в порошок. Это и привело к гибели экспедиции. Явление назвалиоловянной чумой».

Андрей Смирнов

Также лектор рассказал о том, как на сохранность металлических произведений влияют такие негативные факторы, как коррозия, механические повреждения, влажность, температуры, воздействие растворённых в атмосфере газов, а также морские воздушные массы.

«Если мы внимательно посмотрим на Исаакиевский собор – в частности на его кровлю искульптуры, установленные на фасаде, – мы увидим, что архитектурный декор на западной стороне гораздо больше подвергся коррозии, чем на восточной. Это связано с атмосферной коррозией».

Андрей Смирнов

Спикер отметил, что реставрационная мастерская – это не место для шаблонных действий. В работе необходимо учитывать уникальность объекта, его историю, структуру и сохранность.

«Изделие из металла часто изготавливают с применением других материалов: стекла, дерева или даже панциря морской черепахи. При этом далеко не всегда существует возможность разделить предмет, чтобы с этими материалами работали реставраторы разных профилей. Каждый профессионал должен иметь представление о том, какими свойствами обладает та или иная материя, чтобы не навредить предмету и самому себе».

Андрей Смирнов 

Именно поэтому реставраторы, как правило, стараются найти индивидуальный подход к различным частям одного предмета.

София Цыганкова