Немецкие акварели, кабинеты редкостей и петербургские сады: посетители выставки «Метаморфозы примулы» узнали, как цветок может стать культурным феноменом
Вот уже несколько столетий примула аурикула вдохновляет творцов и учёных
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем
Для гостей выставки «Метаморфозы примулы», приуроченной ко Дню рождения Петербурга, главный хранитель садов Русского музея Александра Алексеева прочла лекцию «Театр примул аурикул». Она познакомила гостей «Лахта Центра» с судьбой и особенностями аурикулы, а также объяснила, почему этот цветок на протяжении веков привлекает внимание государственных деятелей, художников и коллекционеров.

Своё выступление лектор начала с рассказа о Зелёном кабинете Петра I – именно в нём император держал коллекцию личных раритетов: рыб, насекомых, анатомических приборов и предметов быта Востока. По словам Александры Алексеевой, подобные помещения могли себе позволить лишь богатые и влиятельные люди, желавшие подчеркнуть свой статус и образованность.
«Вне зависимости от времени дизайн таких кабинетов отличался разнообразием стилей и обязательно отражал личность владельца и оформителя. Один из самых известных кабинетов редкостей принадлежал императору Рудольфу II. В нём хранились произведения искусства, кораллы, сказочные животные, метеориты и другие экзотические экспонаты, приобретать которые королю помогал его придворный художник Джузеппе Арчимбольдо».
Александра Алексеева
Сотрудница Русского музея отметила, что коллекция Петра I тоже была очень богатой, однако государь не любил безудержную роскошь и покупал исключительно важные и нужные, по его мнению, вещи. И в основном это были натуралии – объекты естественного мира, обладающие чем-то необычным, замечательным и уникальным.

Так, в 1717 году Пётр I, искренне восхищённый творчеством известной немецкой художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан, приобрёл практически все её акварели. На них были изображены бабочки, насекомые и различные сорта примулы аурикулы.
«По описаниям знаменитого историка XIX века Ивана Ивановича Голикова, все эти рисунки (а их было около 250) государь высоко почитал и хранил в личном Императорском кабинете. Это была особенные для него вещи, и из всех своих диковинок император выделял именно их.
Александра Алексеева
Подобно Петру, примулами восхищались и другие ценители прекрасного. Как отметила лектор, мода на цветы не проходила никогда, и в XVIII веке коллекционирование гравюр и выращивание живых примул считалось дорогим, но очень престижным занятием.

Так в чём же причина такой эстетической притягательности примул? По словам Александры Алексеевой, всё дело не только в разнообразной окраске цветочных венчиков, но и в особой схожести аурикул с красавицами XVIII века:
«Благодаря своим удивительным качествам эти садовые драгоценности прославили себя и в прямом, и в переносном смысле. Совершенно невероятно, как такой нежный и крошечный цветок, который растёт высоко в горах, способен переносить колоссальные температурные нагрузки. Это, конечно, поражает и рождает прямую ассоциацию с капризными, но гордыми красавицами XVIII столетия».
Александра Алексеева
Познакомиться с этими одновременно сильными и нежными цветками и их художественными образами лектор порекомендовала в Русском музее. Его декоративно-прикладной фонд содержит изображения аурикул на предметах из стекла и фарфора.

Александра Алексеева также рассказала гостям «Лахта Центра» о разнообразных художественных интерпретациях примулы аурикулы. Так, в одном из любимых мест Петра I, Летнем саду, можно увидеть 69 редких первоцветов в формате «театра примул» – популярной в Викторианской Англии формы демонстрации аурикул, где цветы размещались на специальных подставках в красивых горшках.

А познакомиться с современным прочтением истории и образа этого цветка можно было на выставке «Метаморфозы примулы» в «Лахта Центре». Каждый гость смог увидеть не только лучшие примулы из императорских садов Русского музея, но и работы современных художниц, а также цифровые инсталляции, раскрывающие новую жизнь цветка в урбанистическом силуэте «Лахта Центра».
Светлана Ягодзинская