Наполненное смыслами место: как культурные инициативы помогают малым населённым пунктам

Смелые проекты дают новую жизнь российским сёлам, превращая их в настоящие точки притяжения

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

Сорок процентов населения России проживает в сёлах, деревнях и малых городах. Сегодня именно культурные инициативы могут стать инструментом для развития этих территорий, улучшения жизни людей, стимулирования социально-экономического роста, а также для укрепления местных традиций и идентичности.

О том, как популяризировать культурное наследие, сохранить и осовременить традиции малых населённых пунктов, говорили участники тематической сессии в Лахта Центре. Дискуссия прошла в рамках форума «Креативный код. Россия».

Менеджер проектов АНО «Агентство поддержки социокультурных инициатив „Артель“» Мария Кислина представила проект преобразования старинного села Лох. Его история — яркий пример того, как креативные идеи могут сплотить даже небольшое сообщество.

Точкой отсчёта преображения стало восстановление местной мельницы. Инициативу поддержал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, что дало мощный импульс к развитию всего населённого пункта. Жители активно включились в процесс и своими силами занимались благоустройством.

Как подчеркнула ведущая, ключевую роль в этом сыграло творчество.

«В какой-то момент мы поняли, что стараемся не ради мельницы, а и ради жителей, ради того, чтобы появился шанс, надежда на то, что может быть по-другому. Неожиданно, через творчество, деревня превратилась не просто в село со смешным названием, а в наполненное смыслами место. И во всëм этом нам очень помогали художники, творческие люди и жители».

Мария Кислина

Более камерный путь к возрождению малых сообществ нашла филолог, исследователь орнамента и дизайнер одежды Люба Тепцова. По её мнению, совместное рисование орнамента позволяет людям почувствовать причастность к чему-то общему, и этот метод особенно эффективен в небольших группах.

Эксперт рассказала, как организовала роспись автобусной остановки. Дети из ближайших деревень с помощью трафаретов создавали орнамент.

«Несколько дней подряд ходили, красили. Важен процесс и те ощущения, которые мы испытали в процессе. Помимо того, что многие из детей впервые попробовали эти практики, кто-то почувствовал себя художником, кто-то проявил себя как организатор. В целом, все дети вместе организовали игру. В процессе рисования они решили, что станут государством. Они избрали президента и министра культуры, сделали паспорта. Игра длится до сих пор. В малом сообществе горизонтальная связь и распространение информации происходят гораздо эффективнее. Соответственно, положительное влияние будет сильнее там, где люди с этим живут и знают, что их окружает».

Люба Тепцова

Ещё один путь развития — опора на уже существующее культурное наследие. Яркий пример — город Палех, исторически бывший центром притяжения для художников. Его рост демонстрирует, как можно развивать территорию через креативную индустрию и событийные проекты.

Художник, куратор Сельской биеннале современного искусства «Преображение», креативный директор арт-центра «Мастерские» Марина Галкина отметила, что сегодня Палех стал настоящей лабораторией искусства. Здесь открылся арт-центр, жители продолжают заниматься иконописью и пишут миниатюры, а городское сообщество активно взаимодействует с художниками со всей страны, осваивая новые практики. 

«Если мы говорим об искусстве, оно не может оставаться законсервированным. То есть искусство должно развиваться, или село, или сам Палех исчезнет вместе с тем, что художники создают там. Миссия события — создание нового пространства в сфере современного искусства, которое преображает бытие. Чистое творчество, свободное от фальши, от неких стереотипов. Новое современное искусство, которое сегодня рождается не где-нибудь в Нью-Йорке, Вене или Москве. Оно рождается в Палехе, потому что там есть традиция, которая была сохранена, прошла века и сегодня даëт основу, базу для создания нового искусства».

Марина Галкина

Участники сессии сошлись на мнении, что для развития сёл и деревень крайне важно внимание СМИ. Главный редактор телеканала «Неизвестная Россия», координатор фестиваля «Неизвестная Россия» Екатерина Крайкина рассказала о Всероссийском фестивале документального кино. Благодаря этому конкурсу в кинотеатрах показывают фильмы о самых малоизвестных уголках страны. На предыдущий фестиваль поступило 604 заявки из 67 городов.

Подводя итоги дискуссии, модератор, шеф-редактор редакции «Культура Москвы», автор телеграм-канала «Культурные люди», куратор и преподаватель Ксения Ламшина подчеркнула, что деревни — неотъемлемая часть России.

«С одной стороны, деревни — это точка, которая вдохновляет креативные индустрии. С другой стороны, на данный момент некоторые деревни, сёла и малые города уже понимают, что через креативную индустрию, то есть обратные процессы, можно развиваться, становиться обетованным местом. И очень важный, третий посыл, почему без деревни, малых городов нельзя. Именно деревни, как орнамент, расположенный по всей нашей необъятной Родине, соединяют, пересобирают всю нашу страну за счёт внедрения новых смыслов. Сохранение этого целостного орнамента должно быть серьëзной государственной задачей».

Ксения Ламшина

Модератор также отметила, что важно действовать и самостоятельно, формировать вокруг себя сообщество, как сделали выступившие эксперты.

Марина Овинова