Начальник отдела «Эрмитаж Медиа» Екатерина Шарова рассказала особенностях создания креативного контента

Интерактивный формат в виде загадок, игр и квестов – самый востребованный у пользователей.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

В Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ состоялся мастер-класс начальника отдела «Эрмитаж Медиа» Екатерины Шаровой для слушателей Школы новых медиа в сфере культуры. Участники мероприятия узнали об особенностях создания креативного контента и реализации медиапроектов. 

Фото: София Цыганкова

Екатерина Шарова рассказала слушателям, как развиваются аккаунты Эрмитажа в различных социальных сетях. Например, официальную группу в ВКонтакте читают 418 тысяч человек. Также большой популярностью пользуются каналы музея в Telegram, Дзен и YouTube. В общей сложности за страницами музея на доступных интернет-площадках следят около 700 тысяч пользователей.

Лектор подчеркнула, что интерактивный формат в виде загадок, игр и квестов – самый востребованный тип контента. Так, к выставке «Вещь с секретом» сотрудники отдела опубликовали серию постов с фотографиями экспонатов. Подписчикам предложили разгадать тайну, скрытую в каждом предмете.

Ежегодно Эрмитаж участвует в более 400 открытых мероприятиях, после которых в социальных сетях пользователи могут посмотреть фоторепортажи с места событий. Однако важно показать аудитории и то, что часто остаётся за кадром. Например, «Эрмитажные мгновения» – это рубрика о жизни музея, скрытой от глаз посетителей. Первая же публикация этого раздела, посвящённая эрмитажным котам, вызвала большой интерес. 

«Мы стараемся придумывать новые проекты, интересный контент, но стоит только загрузить пост с котиком, и он войдёт в топ десять публикаций за год. У них даже есть свой пресс-секретарь».

Екатерина Шарова

По мнению эксперта, для привлечения новой аудитории необходимо создавать совместный контент с другими культурными центрами. В частности, рубрика «Музеи вместе» рассказывает о предметах из разных музейных экспозиций, объединённых общей темой. Видеоэкскурсия «Эрмитаж в гостях у коллег» знакомит зрителей с малоизвестными выставочными пространствами.

Фото: София Цыганкова

Кроме того, Екатерина Шарова рассказала про сроки реализации медиапроектов. Например, одно из самых популярных видео за 2023 год на YouTube команда отдела «Эрмитаж Медиа» придумала и сняла за две недели до Нового года. Клип представлял собой поздравление с наступающим праздником под бой курантов из коллекции музея, которые выглядят точь-в-точь как часы на Спасской башне Московского Кремля.

Однако не каждый замысел воплощается за считаные дни, иногда на реализацию идеи уходят месяцы. Так, сотрудники Зимнего дворца целый год снимали подготовку к выставке «Хроники Дюрера».

Люди, посещая Эрмитаж, часто не задумываются об огромной работе, которая предшествует организации музейного пространства. Чтобы познакомить всех желающих с этой стороной жизни музея, в социальных сетях выкладывают документальные фильмы о создании экспозиции, ролики с информацией о наиболее ярких предметах, а также серии клипов из реставрационных лабораторий и отдела хранения произведений.

Екатерина Шарова отметила, что необходимо создавать контент ещё и для иностранных пользователей. В рамках выставки «Дети последнего российского императора» зрители смогли посмотреть видео на пяти языках. Также аккаунт музея есть в международной социальной сети – Pinterest. 

«Эрмитаж выше всех границ. Нам важно, чтобы не только российская аудитория могла прикоснуться к великому наследию».

Екатерина Шарова

Говоря о потенциальной аудитории, ведущая мастер-класса обратила внимание на значимость инклюзивных медиапроектов. Именно поэтому на YouTube-канале музея выкладывают онлайн-трансляции с сурдопереводом.

Лектор рассказала, что многие проекты создаются совместно с другими компаниями. Например, ВКонтакте подготовили стикеры, посвящённые Петру I, каждый человек, который покупал такой набор, тем самым вкладывался в реставрацию экспоната. В итоге удалось собрать три миллиона рублей на восстановление исторического костюма первого императора.

Фото: София Цыганкова

Также в сотрудничестве с «2ГИС» появился интерактивный поэтажный план главного корпуса. Посетители смогут открыть привычный им навигатор и ориентироваться внутри здания, строить маршруты от одного зала до другого.

«Люди делятся на два типа: те, кто не может найти выход из зала, и те, кто в нём работает. Хотя даже сотрудники иногда сбиваются с пути в главном здании. Главное здание Эрмитажа – это Зимний дворец, который не строился под музей, поэтому в нём очень запутанная система помещений».

Екатерина Шарова

Помимо страниц в социальных сетях, у Эрмитажа, разумеется, есть официальный сайт. Как правило, им пользуются туристы, чтобы получить справочную информацию: узнать стоимость билетов, время работы или местоположение. Также здесь можно ознакомиться с историей музея или совершить виртуальный тур по залам.

«Аудитория на 50% состоит из петербуржцев, а другие 50% – это туристы из разных уголков мира, которые продолжают следить за культурной жизнью города даже на расстоянии. Мы готовим публикации для них, так как люди из Петербурга могут прийти и посмотреть экспонаты вживую – это их привилегия, а жители дальних уголков России – нет. Наш контент не заменяет музей, а дополняет».

Екатерина Шарова

Отвечая на вопросы участников в конце мастер-класса, лектор отметила, что инициативность, многозадачность и организованность – главное для построения карьерного пути и успешной реализации медиапроектов. Однако не менее важно чутко относиться к аудитории: обращать внимание на обратную связь, чтобы улучшить качество контента и глубже узнать интересы пользователей. 

София Цыганкова