На ярмарке современного искусства 1703 обсудили роль журналистики в  современном искусстве

Авторы и редакторы должны учитывать основные тенденции в мире арт-индустрии.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

В рамках Санкт-Петербургской ярмарки современного искусства 1703 состоялась дискуссия «Арт-журналистика сегодня», на которой эксперты обсудили особенности и основные проблемы развития современной журналистики в сфере искусства. 

Фото: Диана Чиванова

В обсуждении приняли участие ведущие арт-журналисты России: искусствовед, художественный критик, главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова, историк искусства, главный редактор сетевого издания «Артгид» Мария Кравцова, главный редактор журнала WoL Софья Рауф, основательница, главный редактор и арт-директор журнала «Шило», коммуникационный дизайнер Анастасия Петяхина, экс-выпускающий редактор сайта The Art Newspaper Russia и отдела культуры ТАСС Наталья Крючкова, а также заместитель главного редактора журнала St.Art Анна Азенс. 

Фото: Диана Чиванова

Модератором выступила Ксения Бандорина – доцент кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения, член Союза художников России и Санкт-Петербургского союза дизайнеров. 

В начале дискуссии Ксения Бандорина устроила небольшой блиц-опрос и попросила экспертов рассказать, с какого ракурса их издания будут освещать ярмарку искусства 1703 и какие заголовки редакторы выберут для материалов. Все участники разговора отметили, что заголовок в любом случае стоит подбирать в последнюю очередь. 

Фото: Диана Чиванова

Что касается темы материала, то, как подчеркнула Анна Азенс, важно учитывать основные тенденции в мире арт-индустрии.

«Мы третий год подряд посещаем ярмарку 1703 и обратили внимание, что галереи наконец-то начали понимать, что хорошо продаётся, и стали подстраиваться под вкус коллекционеров. Поэтому журнал St.Art будет учитывать эти тренды в своих материалах и заголовках».

Анна Азенс

Эксперты обсудили, как с развитием исследовательского подхода у художников и появлением институтов кураторства и медиаторов изменилась редакционная политика изданий. Большинство участников дискуссии высказали мнение, что теперь очень важно учитывать, что сфера искусств – это экосистема, где всё взаимосвязано.

«Мне кажется, нужно разделить понятия: журналистика, критика, кураторство. Мы все занимаемся разными вещами, но при этом формируем будущее источниковедческое поле».

Мария Кравцова

Ещё одной темой стала коммерческая журналистика в сфере искусства. По словам Марии Кравцовой, здесь речь идёт не о выгоде, а об экономике проектов. Многие издания делают совместные с партнёрами материалы, и зачастую это коммерческие отношения. И внутри редакционного пакета нужно балансировать редакционные и партнёрские материалы.

Также участники дискуссии обсудили задачи, которые сегодня стоят перед арт-журналистикой. 

«Арт-журналистика должна открывать для аудитории не только художника, но и выставку, новую идею, город, книгу. Есть масса инструментов, которые помогают знакомить читателей с новыми именами».

Милена Орлова

В завершении беседы эксперты обсудили, способно ли искусство существовать без арт-журналистики. Большинство выступающих высказали мнение, что в современном мире это невозможно. 

«Мир искусства состоит из разных элементов. Если любой из них убрать, он развалится. Если мы не выставим художника, он и не продастся. Если убрать зрителя, для кого художник всё это делает?» 

Мария Кравцова

Марина Овинова