На фестивале «Интермузей» обсудили, как музеи становятся лабораториями будущего
Именно в музейных пространствах могут рождаться проекты, объединяющие искусство, историю и предпринимателей
На международном фестивале «Интермузей» музейные специалисты, представители бизнеса, креативных индустрий и органов власти из разных стран обсудили, каким должен быть музей сегодня — и каким он может стать завтра. Одним из ключевых событий фестиваля стало пленарное заседание «Музей — лаборатория наследия», где участники говорили о сохранении национального достояния, новых инструментах работы с аудиторией и роли партнёрств в развитии культурных институций.

Советник заместителя председателя правления ПАО «Сбербанк» Павел Пригара, открывая мероприятие, подчеркнул важность стратегического взгляда на культурное партнёрство со стороны бизнеса:
«В музее формируется идея “долгого взгляда” — то, что ты делаешь сейчас, выходит за рамки собственной жизни и тем более ближайших лет. Всё, что ты совершаешь, ты совершаешь для будущего, фактически создавая его. Это возможность прочувствовать, как собственные идеи протягиваются сквозь время».
Павел Пригара
Руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин добавил, что интерес к музеям стабильно растёт. Только в прошлом году выставки и экспозиции Москвы посетили 33 миллиона человек, и цифры продолжают расти. Отсюда — запрос на новые форматы, гибкие и современные. Один из таких примеров — специальный аудиогид для акции «Ночь музеев», озвученный голосом кота Матроскина, сгенерированным искусственным интеллектом.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой предложил способ сделать музейные проекты глубже и насыщеннее — за счёт временного объединения коллекций.

По его словам, экспозиции, дополненные артефактами из других собраний, способны создавать более полное представление об эпохе или творческом методе автора. Он привёл два ярких примера — выставку передвижников в Третьяковской галерее и масштабный проект «Великий Карл» в Русском музее, где творчество Брюллова показано на фоне произведений из более чем 20 музеев страны.
Но, добавил он, такие инициативы требуют чёткой системы возврата предметов в постоянные экспозиции.

В свою очередь, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева рассказала о потенциале партнёрств между музеями и бизнесом, подчеркнув важность того, чтобы культурные инициативы находили экономическую основу и продолжение в совместных продуктах. Она представила новую номинацию «Культурный код» в рамках конкурса «Знай наших», в которой победители совместно с тремя музеями создадут уникальную сувенирную продукцию, наполненную смыслами.
«Мы говорим не только про сохранение, а ещё и про совершенствование, так как музей — это лаборатория будущего, которая даёт возможность размышлять о новых прочтениях. Здесь могут рождаться проекты, объединяющие искусство, историю и предпринимателей».
Светлана Чупшева
Одним из ключевых направлений фестиваля стало вовлечение молодёжи в музейную среду. Начальник Управления департамента ПАО «Газпром», генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома Елена Давыдова рассказала о проекте ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», в рамках которого реализуется междисциплинарный курс «Наставничество».

Его участники совместно с инклюзивным сектором музея-заповедника «Царское Село» представили на выставке «Лабиринт музейного опыта» тактильные макеты и аудиогид.

Кроме того, они приняли участие в разработке инклюзивного маршрута по личным покоям Екатерины II в Царском Селе, линейку сувениров, вдохновлённых Янтарной комнатой, и с помощью искусственного интеллекта воссоздали визуальные образы исторических панно Туалетной комнаты Зубовского флигеля.
«Именно такие форматы взаимодействия предлагают музеям иначе посмотреть на базовые процессы, в том числе на научную деятельность. И в этом, конечно, заключается их самостоятельная ценность».
Елена Давыдова
Также в дискуссии приняли участие министр культуры России Ольга Любимова, ректор Академии художеств имени Ильи Репина Семён Михайловский, генеральный директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский. К ним присоединились и зарубежные гости — Элана Брундин (ЮАР) и Соланж Фаркас (Бразилия).
Завершая дискуссию, её модератор Екатерина Черкес-заде подчеркнула, что фестиваль «Интермузей» стремится стать пространством пересечения практик — от культурного программирования до креативной экономики и человекоцентричных решений. Музей в этом контексте остаётся местом, где можно опереться на прошлое, чтобы говорить о будущем.
София Цыганкова