Между небом и технологиями: участники фестиваля добавили красок в петербургскую панораму

Используя кисти и краски, они перенесли на холст собственное видение вечно меняющегося городского небосвода

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

Участники фестиваля «Друзья Петербурга» побывали в галерее «Цифергауз» в Новой Голландии, где познакомились с искусством, созданным при помощи нейросетей, и попробовали изобразить панораму города на мастер-классе «Небо над Петербургом».

В залах выставочного комплекса на стенах растянулись экраны проекторов, которые демонстрируют работы из выставки «Поток НЕсовершества». Через цифровое искусство художники переосмысливают традиционные темы: противостояние обществу, ощущения после возвращения из путешествия, бессмертие.

«Конечно, в работе с нейросетями первичный навык – формулирование запроса. Но не менее важно и то, как художники добавляют правки в промежуточном результате. Мы наблюдаем за новым искусством, которое формируется на стыке человеческой фантазии и современных технологий».

Вероника ДаниленкоЭкскурсовод галерии «Цифергауз»

Искусственный интеллект помогает авторам расширять рамки изначальной идеи. Так, сбои в генерации нагляднее передают искажение воспоминаний, а выразительный визуальный язык и насыщенная цветовая палитра позволяют по-новому взглянуть на суть совершенства.

На мастер-классе никто не пользовался возможностями нейросетей – под рукой были только традиционные инструменты. Но увиденное цифровое искусство вдохновило участников на собственное творчество. 

«Я приехала из Татарстана в гости к внукам, и они посоветовали сходить на выставку и мастер-класс. Никогда раньше не слышала о нейросетях, но работы очень понравились. Теперь буду проверять свой талант в рисовании».

АнфияУчастница фестиваля «Друзья Петербурга»

Ведущая мастер-класса, художница и специалист Русского Музея по просветительской деятельности, Екатерина Муравьёва, заранее подготовила на холстах эскизы с культовыми видами Петербурга: Ломоносовским мостом, Дворцовой площадью, небоскрёбом Лахта Центра.

Используя акриловые маркеры, участники должны были разрисовать небо над городской панорамой – то самое, которое никогда не бывает одинаковым.

«У меня холст с куполом Исаакиевского собора. Эти ангелы на крыше пережили революции, войны, смерти, голод. Я рисую нечто вроде циркового купола, хотя это совсем не про петербургское небо. Но мне захотелось поднять настроение этим бедным ангелам, которые видели столько ужасов».

АлёнаУчастница фестиваля «Друзья Петербурга»

Екатерина Муравьёва делилась с участниками практическими советами и напоминала, что картина должна совпадать с настроением автора и нести в себе какую-то идею. 

«Неважно, с чего вы начнёте. Главное – взять холст и поставить первый автограф. Здесь стоит брать пример с детей: через пять минут после начала работы у них было бы уже закрашено всё небо».

Екатерина Муравьёва

В конце занятия участники могли дополнить свои пейзажи декоративными печатями и забрать работы на память.

Арина Сапелкина