Коллекции как отражение личности: посетители выставки «Среда обитания» узнали, зачем собирать современное искусство

Художественные произведения позволяют не только выразить себя, но и объединяться — чтобы вместе сохранять и развивать культуру

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

В Планетарии многофункционального комплекса «Лахта Центр» на выставке «Среда обитания. Избранные работы из коллекции Газпромбанка» прошла дискуссия «Зачем собирать современное искусство? От личного интереса к культурной миссии». Встреча открыла цикл публичных мероприятий лектория ярмарки современного искусства 1703, который сопровождает экспозицию. Модератором выступила независимый куратор и продюсер Анна Кирикова.

Участники дискуссии поделились опытом коллекционирования современного искусства, рассказали о подходах к формированию собраний и их хранению. Одной из ключевых тем стала выставка «Среда обитания. Избранные работы из коллекции Газпромбанка». Особое внимание уделили принципам её кураторской концепции — попытке показать, как художественное высказывание отражает внутреннюю и внешнюю среду автора. 

«Идея достаточно простая: как художники видят свою среду обитания, внешне и внутренне. Как они выстраивают свой художественный процесс и обдумывают его. Через произведения творцов, работающих в разных жанрах, нам удалось продемонстрировать эти размышления о том, что же нас окружает».

Олег ФилатовВице-президент АО «Газпромбанк», куратор выставки «Среда обитания. Избранные работы из коллекции Газпромбанка»

По словам Олега Филатова, работу над выставкой начали с обращения к московскому концептуализму — например, поговорили с такими художниками, как Андрей Монастырский и Никита Алексеев. Затем фокус сместился на представителей других направлений. 

В этом году коллекции Газпромбанка исполнилось тринадцать лет. Как отметил куратор экспозиции, в будущем собрание будет пополняться другими произведениями, включая видеоарт. Также в планах — расширение фондохранилища.

Собственная коллекция не так давно — в 2023 году — появилась и у ЦВЗ «Манеж». Между тем, работа с фондами велась около тридцати лет и насчитывает сейчас порядка 6 тыс. единиц хранения. Как отметила директор институции Анна Ялова, «Манеж» — это не просто выставочное пространство, а музей с полноценной фондовой работой. Например, именно поэтому арт-центр «Пушкинская, 10» выбрал эту площадку для передачи своей коллекции.

«Мы приняли весь фонд „Пушкинской, 10“. А это, как оказалось, почти шесть тысяч произведений. Это был действительно важный шаг: люди, собиравшие эту коллекцию, вложили в неё всю душу. Она очень разная, неоднородная — в собрании есть фотографии, графика, живопись, малые архитектурные формы, видеоарт, зафиксированные перформативные практики. Огромное количество работ, которые олицетворяют наследие этого удивительного места».

Анна ЯловаДиректор ЦВЗ «Манеж», куратор, продюсер выставочных проектов

Также участники дискуссии обсудили, каково это — владеть собственной коллекцией произведений искусства. Искусствовед и коллекционер Анна Сысоева рассказала, что изначально у неё не было такой цели  — ей просто нравилось изучать искусство, посещать выставки и помогать их организовывать. Мысль о том, чтобы приобретать работы, даже не приходила в голову.

Всё изменилось в Петербурге, на выставке Виталия Пушницкого. Там у неё возникло внезапное желание купить его работу «На пороге» из серии «Амперсанд». Этот импульс и положил начало коллекции.

«Осознание, что ты коллекционер, приходит тогда, когда искусство начинает занимать всё твоё время, мысли. Путешествия подстраиваются под расписание ярмарок и выставок. Когда заходишь в мастерскую к художнику, видишь ещё влажную картину, которую он только что закончил, но уже думаешь о ней».

Анна СысоеваКоллекционер, искусствовед 

Коллекционер добавила, что её коллекция — это отражение её ценностей. Каждое произведение в ней говорит само за себя, без необходимости в дополнительной истории или контексте.

Фонд «Новые коллекционеры» ставит в центр внимания самого коллекционера — его взгляд на искусство, личный опыт и те выборы, которые формируют собрание. Как подчеркнула программный директор фонда Лина Краснянская, команда стремится показать: хранитель — не просто фигура за кадром, а ключевое звено в диалоге между искусством и художественным сообществом. Художник остаётся главным героем, но коллекционер — полноценный участник многих процессов.

«Коллекционер — это человек, который своим выбором поддерживает искусство, поддерживает весь рынок, даёт возможность галереям и художникам работать. Он бережно хранит произведения для будущего и открывает их миру». 

Лина КраснянскаяПрограммный директор Фонда «Новые коллекционеры», куратор, продюсер культурных проектов

Например, для одной из выставок Фонд разработал собственный маршрут, который охватил множество городов России — вплоть до Владивостока. Всё это, как объясняет Лина Краснянская, было сделано ради того, чтобы «отправить дружеское послание друг другу». Когда единомышленники объединяются, они становятся сильнее. Важно быть вместе, развивать культуру и поддерживать искусство.

Познакомиться с выставкой современного искусства «Среда обитания. Избранные работы из коллекции Газпромбанка» можно в экспозиционном пространстве Лахта Центра до 7 сентября включительно.

Диана Чиванова