Искусство века технологий: участники лаборатории «Обратная сторона дворца» познакомились» с основами светомоделирования

Свет – мощное техническое средство, которое не только влияет на наши эмоции, но и работает с нашим здоровьем.

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

Участники культурно-исследовательской лаборатории «Обратная сторона дворца. Музыкально-мультимедийные и световые инсталляции в Михайловском саду» посетили лекцию и практикум, посвящённые художественному языку света и светомоделированию. 

Фото: Наталия Бакаева

Оба мероприятия провела Наталья Быстрянцева – доцент Университета ИТМО и Академии Штиглица, кандидат архитектуры. По её словам, основная задача лекции и практикума – сформировать понимание, как закладываются цели по проектам освещения. Также участники лаборатории должны научиться выбирать средства и приёмы освещения. 

Фото: Наталия Бакаева

На лекции слушатели узнали о значимости и роли естественного и искусственного освещения. На примерах работ, созданных Натальей Быстрянцевой, они изучили методы подбора световых решений. 

«Свет воздействует на нас всех как антибиотик, он может менять наше здоровье. Есть аспекты, которые нужно усвоить, чтобы сформировать задуманный вами световой образ и решение».

Наталья Быстрянцева

Один из наиболее запоминающихся проектов, который разобрали на лекции, – искусственный интеллект Фёдор, который может запоминать эмоции людей и графически реагировать на них.

«Проекты со множеством систем управления позволяют управлять светом – это один из уровней. Второй уровень заключается в использовании аналогового света. В любом случае речь идёт о транслировании определённой информации».

Наталья Быстрянцева

Тему искусственного света Наталья Быстрянцева также рассмотрела на примере своих работ – начиная с ранних и заканчивая последними. В их число входит освещение московского Кремля, Олимпийский парк Сочи, мультимедийный проект в Гатчине и современный объект на Новом Арбате.

По словам лектора, для удачной реализации идеи со светом необходимо сформировать смысл задуманного. Не менее важно осознать, как зритель будет понимать идею и решение – на задумку нужно смотреть с точки зрения наблюдателя. А создать нужные эмоции можно через правильно подобранную световую культуру, которая складывается из яркости, интенсивности и длительности.

Наталья Быстрянцева отметила, что основополагающие факторы световых инсталляций – объект и формообразование. 

«Первое – форма. Второе – то, что автор хотел нам сказать. Содержание, язык форм и идею нужно пропустить через пространство и время, которые выражаются в объекте. Поэтому существует язык форм, формообразование, композиция, колористика, образ – всё, с чем мы сталкиваемся и работаем».

Наталья Быстрянцева

На следующий день в Академии Штиглица состоялся практикум, во время которого молодые специалисты применили теоретические знания на практике. Помимо Натальи Быстрянцевой, модераторами занятия стали магистранты Академии Штиглица по направлению «Световой дизайн» – Полина Клешняк, Тамара Миславская и Александр Ядыкин. 

Фото: Наталия Бакаева

Начался мастер-класс с небольшой теоретической части. Участникам лаборатории рассказали об основных типах оборудования, которое используют при работе со светом.

Фото: Наталия Бакаева

А во время творческого задания они должны были в парах создать и сфотографировать световые образы на определённые темы. Для этого молодые специалисты использовали различный инструментарий – световую оптику, фильтры и преломляющие аксессуары. 

Фото: Наталия Бакаева

Затем участники попытались отгадать темы работ друг друга. Задачи стояли разные: кому-то нужно было выразить эмоции тревожности и спокойствия, кому-то – любви и ненависти. 

«Свет – новый инструмент художественной выразительности, который поможет раскрыть задуманный образ, сделать его более безопасным. Он влияет на психику и мироощущение человека».

Полина Клешняк

Итогом работы культурно-образовательной лаборатории станет создание аудивозиуального шоу в Михайловском саду. Представление будет одним из ключевых событий фестиваля «Друзья Петербурга», который состоится осенью 2024 года. 

Елизавета Титова