Художник-реставратор рассказал, как использование современных технологий приводит к неожиданным открытиям

Однако полученные факты нередко проводят к новым загадкам.

Благодаря современным технологиям реставраторы порой делают неожиданные открытия, рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин. В качестве примера он привёл работу Александра Скалона «В слесарной мастерской».

Картина долго хранилась без подрамника, под профилактической заклейкой. Даже в каталоге не было её изображения. После начала работ выяснилось, что под изображением находится другое произведение. Мы укрепили картину, сдублировали её на новый холст, натянули на подрамник. Когда она стала стабильной, пригласили коллег из отдела технико-технологических исследований.

Марат Дашкин

Сравнив с аналогами полученное после рентгенографии изображение, реставраторы пришли к выводу, что на нём сюжет Благовещения, выполненный неизвестным западноевропейским художником. Теперь хранителям и исследователям предстоит решить загадку: что вынудило Скалона взять для своей работы холст с другой картиной.

Фото: Государственный Русский музей

По словам Дашкина, художник писал свою работу прямо поверх старого изображения. Масляная краска со временем окисляется, на её поверхности появляется жировая пленка. А здесь художник ещё и не сделал межслойной обработки. В итоге связь между старым и новым слоями оказалось очень плохой, и достаточно было минимального повреждения, чтобы сразу образовывались обширные утраты живописи. 

Поэтому на поверхности картины такое количество утрат. Сейчас, после всех исследований и консервационных мероприятий, мы собираем реставрационный совет, чтобы сформулировать подход к тонированию красочного слоя. Утраты довольно велики, зачастую отсутствуют целые фигуративные элементы изображения. В какой-то мере, эта реставрация будет гипотезой — а реставрация, на самом деле, заканчивается там, где начинается гипотеза. 

Марат Дашкин

Марат Дашкин отметил, что, скорее всего, реставраторы сделают выбор в пользу условного тонирования в цвет окружающей живописи, которое создаст целостную среду произведения. А утраты и нижележащий красочный слой останутся как есть, и посетитель выставки увидит некий исторический артефакт.

Подробнее о секретах профессии реставратора читайте в интервью с Маратом Дашкиным.