Художественный критик Милена Орлова рассказала о трендах Венецианской биеннале «Чужестранцы повсюду»

Сегодня нельзя представить ни одну выставку современного искусства без медиаарта.

В рамках арт-резиденции «Взаимосвязи» прошла лекция искусствоведа и художественного критика Милены Орловой, которая рассказала о тенденциях современного искусства на 60-й Венецианской биеннале.

Тема выставки — «Чужестранцы повсюду». Милена Орлова отметила, что в этом году авторы исследуют политические кризисы, миграцию, положение коренных народов и меньшинств. 

Так, в зале абстракции представлены работы из Африки, Азии и Латинской Америки. В 1950-е годы художники из этих регионов не были настолько известны миру, как авторы европейской и американской школ. Но сегодня благодаря тренду на деколониальное искусство их картины включают в программы международных выставок. 

Тематика биеннале определяет и художественные методы, к которым обращаются мастера. Лектор обратила внимание, что в работах преобладают архаичные и этнические мотивы.

«Иногда мне казалось, что я в этнографическом музее. Много текстиля, ковров, панно. Авторы обращаются к космогоническим, мифическим сюжетам».

Милена Орлова

В этом году биеннале особенно масштабная. В программе участвуют более трёхсот художников. Для посетителей открыты почти девяносто национальных павильонов. Милена Орлова рассказала о самых ярких странах-участниках. 

В павильоне Египта художник Ваэль Шавки представил как массивные предметы искусства из дерева и камня, так и мультимедийные экспонаты. Например, в мюзикле «Драма 1882» режиссёр обращается к восстанию Ораби-паши и англо-египетской войне. Пластика актёров напоминает марионеток, что указывает на связь между историческими событиями и национальным характером.

Сербия иронично назвала свой павильон «Колониальная экспозиция», подчёркивая, что колония может находиться и в центре Европы. Художник Александр Денич создал полузаброшенную железнодорожную станцию. Экспонат наполнен продуктами американских и европейских брендов — так автор подчёркивает проблемы экспансии и глобализации.

Главный приз Венецианской биеннале «Золотой лев» получила Австралия с выставкой художника Арчи Мура «Знакомые и родня». На чёрных стенах павильона автор воссоздал семейное древо, на котором отследил своё родство с коренными народами. Нападения и переезды отражены пробелами. В центре — вода и стол, на котором лежат документы о гибели коренных австралийцев.

Милена Орлова упомянула, что влияние русской культуры прослеживается в работах иностранных мастеров. В австрийском павильоне можно увидеть работы Анны Ермолаевой. Художница русского происхождения вспоминает свою жизнь в Советском Союзе до эмиграции: балетный класс и «Лебединое озеро», пластинки на рентгеновских снимках и телефонные автоматы. 

В павильоне Румынии Шербан Саву представил мозаики и картины, вдохновлённые социалистическим реализмом. Автор переосмысляет привычные сюжеты и стремится запечатлеть задержки в промышленном развитии своей страны и растерянность от исторической неопределённости.

Поскольку арт-резиденция «Взаимосвязи» посвящена медиаискусству, Милена Орлова рассказала о мультимедийных экспозициях на Венецианской биеннале.

«В этом году высокотехнологичных проектов меньше, чем обычно. Мы видим много живописи пятидесятых, шестидесятых годов. Это понятное решение: куратор биеннале Адриано Педроса обращает внимание на малоизвестных авторов с Глобального Юга. Но в национальных павильонах есть несколько сложных проектов, связанных с медиа: художники работают со звуком, светом. Сегодня нельзя представить ни одну выставку современного искусства без медиаарта».

Милена Орлова

Работы медиахудожников, участвующих в арт-резиденции «Взаимосвязи» покажут на фестивале «Друзья Петербурга», который состоится 27–29 сентября и объединит десятки культурных пространств города.

Александра Булгакова