Графический дизайнер Евгения Ломакина рассказала, как забота о будущем меняет настоящее
Невозможные на первый взгляд идеи помогают выживать и развиваться в глобальном мире
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»
Для участников творческой лаборатории «Вектор мечты» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» прошла лекция, посвящённая синергии технологии и искусства. Графический дизайнер, разработчик визуальной коммуникации музеев и театров, куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Евгения Ломакина рассказала, почему важно думать о завтрашнем дне уже сегодня и как воображение стало главным инструментом действия.

Эксперт подчеркнула, что человек воспринимает только то, с чем может взаимодействовать, а его личность формирует функциональная повседневность. Лектор привела в пример интерьерный стиль «Баухауз», появившийся в начале XX века: практичная минималистичная мебель предугадала запросы будущего и начала формировать настоящее.

Сегодня художники исследуют, как привычные вещи из наших домов будут использоваться через десятки лет. Например, в 2018 году студия Superflux представила инсталляцию Mitigation of Shock, которая показывала лондонскую квартиру 2050 года, адаптированную к последствиям изменения климата. В этом проекте неоновые лампы перестали быть элементом декора и начали служить источником ультрафиолета, а небольшой огород в гостиной стал таким же обязательным элементом жилища, как кровать.
«Думать о будущем – значит анализировать события, которые ещё не произошли. И в этом помогает фантазия».
Евгения Ломакина
Графический дизайнер уверена, что невозможные на первый взгляд идеи помогают выживать и развиваться в глобальном мире. Сегодня неопределённость заставляет кардинально по-новому смотреть на себя и окружающий мир. Ломакина считает, что эти изменения нужно воспринимать как новую реальность. Но вместе с тем, по её мнению, такие вызовы побуждают нас больше заботиться о настоящем и будущем.
«Чем более тревожным кажется завтрашний день, тем сильнее желание, чтобы всё было хорошо. Это заставляет задуматься о контексте, который формирует нашу жизнь. Делая что-то для будущего, человечество одновременно заботится о настоящем».
Евгения Ломакина
Лектор напомнила, что в разные эпохи будущее воспринималось по-разному. После Первой мировой войны люди верили в прогресс и представляли грядущие годы в оптимистичном свете. И лишь десятилетие спустя в искусстве начали рассматривать и негативные стороны технической революции.

Как и столетие назад, сегодня взгляд на будущее формируют новые идеи и культурные тренды. Одним из них стало направление «экофантазия», в котором художники не только используют безопасные для природы материалы, но и придумывают, какими могут быть вещи в мире устойчивого будущего. Несколько лет назад европейские дизайнеры вырастили «MYCO-стул» из
Участники творческой лаборатории разработают медиапроекты, посвящённые будущему города, общества, технологий и самореализации. Лучшие работы, отобранные жюри, будут представлены в Лахта Центре во время фестиваля «Друзья Петербурга».
Арина Сапелкина