Гости фестиваля «Друзья Петербурга» создали копию декоративной плитки из личных покоев Екатерины II
Участники мастер-класса смогли почувствовать себя мастерами-реставраторами, расписывая фрагменты плитки вручную, и унесли с собой «частичку» Зубовского флигеля.
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»
В рамках общегородского культурного фестиваля «Друзья Петербурга» в Царскосельской янтарной мастерской прошёл мастер-класс «Гипс по мотивам фарфоровой плитки». Он был приурочен к предстоящему открытию личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.
Занятие провела художник-реставратор I категории Наталия Мазур, которая участвовала в воссоздании интерьеров Янтарной и Агатовых комнат. Лектор познакомила гостей Царскосельской янтарной мастерской с технологией изготовления керамических изделий, а также рассказала о секретах создания объёмного рисунка, который позволяет добиться реалистичного эффекта растительного орнамента.
В качестве основы под роспись Наталия Мазур решила использовать гипсовую копию фарфоровой плитки, украшающей стены Зеркального кабинета. Она выбрала именно этот фрагмент из всего обилия декоративных элементов, так как после пожара, уничтожившего интерьеры Зубовского флигеля, сохранились исторические осколки, которые во время воссоздания поместили на их прежнее место.
«Благодаря фестивалю вы станете частью процесса воссоздания интерьеров Зубовского флигеля. Вы почувствуете, как работали мастера в XVIII веке, ведь каждую плиточку они расписывали вручную. Пройдёте путь реставратора и поймёте, насколько он ответственный и сложный».
Вероника ДонскаяСпециалист по связям с общественностью Царскосельской янтарной мастерской
Для участников мастер-класса подготовили специальный набор: акриловые краски, кисти, палитры и лак. По словам лектора, любую роспись лучше начинать со светлых тонов, а затем добавлять тени. Она также объяснила, как правильно работать с кистью. Для нанесения мелких деталей её нужно держать вертикально и касаться поверхности только кончиком, а для изображения контура, инструмент необходимо наклонить и боковой поверхностью неотрывно провести линию.
Кроме того, на примере сохранившегося треножника из Серебряного кабинета Наталия Мазур рассказала, почему многие элементы декора не дошли до наших дней. Помимо пожара, виной тому стали мастера того времени, так как они не задумывались о том, что их изделия будут существовать веками. Поэтому многие предметы изжили себя ещё при императрице.
«Сейчас каждый реставратор думает о дальнейшем бытовании экспоната, о его сохранности. Мы стараемся придумать способы, чтобы в будущем не страдал не только предмет, но и мастер, в чьи руки он попадёт. Например, внутри треножника латунные детали соединяются со стеклом, которое очень хрупкое и от взаимодействия с металлом может треснуть, чтобы этого не произошло, как 250 лет назад, между материалами я помещаю кожаную прокладку».
Наталия Мазур
Гости Царскосельской янтарной мастерской выразили единое мнение, что благодаря проекту «Друзья Петербурга» смогли погрузиться в историко-культурный контекст города, познакомиться с новыми героями нашего времени – реставраторами.
«Фестиваль продемонстрировал горожанам, как Екатерининский дворец возродился из пепла. Восстановить такое благолепие – это долг чести перед нашей российской историей. А благодаря мастер-классу мы узнали, как можно внести красоту в быт».
ГалинаВолонтёр фестиваля «Друзья Петербурга» и участница мастер-класса
В конце занятия каждый участник создал своё видение фрагмента фарфоровой плитки из Зеркального кабинета. Наталия Мазур отметила, что когда откроются личные покои императрицы, и на одной из экскурсий гости мастер-класса заметят на стенах знакомый декор, им будет приятно, что частичка Зубовского флигеля есть и у них дома.
София Цыганкова