Гости фестиваля «Друзья Петербурга» расписали мраморные фрагменты камина из Екатерининского дворца

Под руководством опытного реставратора участники мастер-класса воссоздали орнамент, некогда украшавший Серебряный кабинет императрицы

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село»

В рамках ежегодного общегородского фестиваля «Друзья Петербурга» в Царскосельской янтарной мастерской прошёл мастер-класс «Живопись по мрамору». Вместе с художником-реставратором Татьяной Чиковой, работавшей над воссозданием личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле, участники освоили технику живописи акриловыми красками на небольшом фрагменте мрамора.

Фото: Елизавета Гаврилова

Перед началом работы реставратор рассказала, что узор, который гости будут наносить, — это орнамент мраморного камина из Серебряного кабинета Зубовского флигеля Екатерининского дворца. Мастер отметила, что участники могут срисовать любую часть узора и унести с собой частичку мраморного интерьера дворца.

Татьяна Чикова познакомила гостей с последовательностью нанесения красок на мрамор, а также с некоторыми особенностями работы с этим материалом. Начинать разрисовку надо с фона, втирая акриловую краску в мрамор. Важная особенность росписи — поэтапная просушка слоёв. 

Художник помогала гостям определиться с расположением основных элементов и аккуратно перенести их на мрамор. По словам мастера, на этом этапе нужно почувствовать пропорции мраморного бруска, с которым надо работать.

Начинать роспись участники начали с крупных элементов композиции. У многих это была золотистая ваза, яркий цвет которой можно передать, используя краску цвета охры. Чтобы добавить растительный узор на фрагмент, Татьяна Чикова предложила смешать синий и охристый цвета.  

«Мы, конечно, можем использовать в работе и просто зелёный. Но это слишком просто. А при смешении синего и охры получается глубокий, сложный цвет. В живописи нужно стремится именно к такому результату. Кроме того, при самостоятельном смешивании цвета можно регулировать его яркость и соотношение оттенков».

Татьяна Чикова

По ходу работы реставратор объясняла принципы наложения цветов.

Сначала создаётся общая цветовая основа. Следом участники накладывали на неё второстепенные оттенки. В случае с листвой и цветочным узором последними легли блики. По словам Татьяны Чиковой, благодаря такой технике рисунок становится объёмным и у него появляется масса. По окончании росписи плитки надо качественно просушить.

Мастер отметила, что реставраторы обычно покрывают работы ещё и специальным лаком для живописи. 

«Очень хотелось попасть на фестивале на мастер-класс в какое-то историческое место. Не просто нарисовать что-то, а послушать комментарии специалиста, который прикоснулся к истории. Я очень рада, что попала на этот класс. Было невероятно занимательно. Спасибо фестивалю за такую возможность».

Алёна ПавловаУчастница мастер-класса

Отвечая на вопросы гостей, Татьяна Чикова порекомендовала фильм «Королевство прямых зеркал», в котором рассказывается про воссоздание Личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Сами же участники мастер-класса унесли с собой маленькие частички их собственного реставрационного мастерства.