Для участников творческой лаборатории «Вектор Мечты» прошла экскурсия в Лахта Центре

Молодые специалисты узнали о культурных проектах «Газпрома» и о философии дизайна впечатлений

Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»

Участники творческой лаборатории «Вектор мечты» побывали на экскурсии в Лахта Центре, а также узнали, с чего начинался проект «Друзья Петербурга», как музейный сувенир может превратиться в коллекционный артефакт и в чём заключается особенность современного искусства.

Экскурсовод рассказала о строительстве 462-метровой башни — самого северного небоскрёба планеты. Для него использовали особые сверхпрочные материалы, а устойчивость конструкции проверяли на уменьшенных моделях: их обдували потоками воздуха, имитирующими штормовые балтийские ветра. Так инженеры убеждались, что здание выдержит серьёзные нагрузки. При сильном ветре верхушка башни отклоняется от оси примерно на тридцать сантиметров, однако для людей внутри это остаётся незаметным.

После осмотра панорамы города с восемьдесят шестого этажа небоскрёба участники лаборатории посетили выставку «Среда обитания», а затем встретились с начальником управления департамента ПАО «Газпром», генеральным директором Фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома» Еленой Давыдовой.

Она отметила, что лаборатория проекта «Друзья Петербурга» – уникальный эксперимент, который начался в 2020 году с одной инициативы, а к 2025 году вырос до семи параллельных программ.

«Каждая лаборатория – это особый творческий поиск, новые задачи и неожиданные решения».

Елена Давыдова

По её словам, «Газпром» много лет реализует масштабные культурные проекты в Петербурге, системно поддерживает музеи и участвует в восстановлении историко-культурного наследия. Так, после реставрации открылся Китайский дворец в Ораниенбауме, были воссозданы утраченные интерьеры Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе, завершены работы над рядом шедевров Русского музея, включая знаменитое полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

«Но „Газпром“ — это не только газ и не только культура. Это две тысячи сто объектов программы „Газпром — детям“, это спортивные и образовательные проекты по всей стране. Мы создаём возможности для развития в самых отдаленных регионах. А Лахта Центр стал символом нового, открытого и человекоцентричного „Газпрома“».

Елена Давыдова

Встреча завершилась показом медиа-арт объекта — результата сотрудничества проекта «Друзья Петербурга» с медиахудожниками из России и Сербии. Работы создавались в рамках арт-резиденции «Взаимосвязи» под кураторством Сабины Чагиной, арт-директора и основателя междисциплинарной платформы «САБСТАНЦИЯ». Художники вдохновлялись образом Петербурга, архитектурой Лахта Центра и произведениями современного искусства, передавая в работах личные эмоции.

День продолжился лекцией главного архитектора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергея Мешалкина. Размышляя о природе современного дизайна, куратор лаборатории «Вектор мечты» заметил, что «чёрный квадрат отношений» возникает там, где исчезает избыточная вычурность и остаётся лишь суть. Сегодня, отметил архитектор, нет единого силуэта или единого нарратива — есть калейдоскоп возможностей. Каждый создаёт свою картину, но главный вопрос в другом: как превратить рабочий процесс в игру?

Показательным примером Мешалкин назвал проект «Орнамика» — архив русских орнаментов. Систематизация культурного наследия в этом формате вдохновила, например, компанию Яндекс на создание линейки сувениров. Этот опыт демонстрирует, как традиционные смыслы, перенесённые на повседневные вещи, становятся источником ценности и формируют эмоциональную связь. Именно в этом и заключается суть так называемого дизайна впечатлений.

«Дизайн впечатлений – это когда за обычной вещью вскрываются пласты смыслов. Как лошадка из Сунгиря – древнейший артефакт, ставший символом творческого начала человека. В этом и есть магия нашей работы: превращать рутину в игру, а традиции – в актуальные высказывания».

Сергей Мешалкин

Архитектор подчеркнул, что особый вызов – это музейный дизайн. Так, во Владимире он столкнулся со сложной задачей: нужно было представить шесть городов и десять веков истории в одном пространстве. Решением стала арка — символ двери и навигации. А для выставки одной из первых икон XIII века «Боголюбская икона Богоматери» требовался минимализм: только свет, скамья и тишина.

По словам лектора, музейные сувениры тоже имеют особое значение — это не просто магнитики, а «кусочки впечатлений», которые в культурных центрах превращаются в коллекционные объекты.

«Современное искусство во всех его проявлениях — от литературы до музыки — характеризуется утратой четких стилевых ориентиров. Множественность трендов и творческих методов создает ситуацию, когда ни один из них не становится доминирующим, оставляя наше культурное самовосприятие неопределённым».

Сергей Мешалкин

Лаборатория «Вектор мечты» нацелена на создание мультимедийных проектов в различных форматах — визуальных, текстовых и звуковых. Молодые участники совместно с ведущими экспертами креативной сферы исследуют и воплощают свое видение будущего городской среды, общественного устройства, технологического прогресса и возможностей личностной реализации.

«Лаборатория – отличная возможность дать новое направление моей профессиональной и личной траектории. Меня привлекло знакомство с программой “Друзья Петербурга”, общение с опытными менторами и кураторами и возможность проявить себя. Конечно, уникальность проекта заключается в том, что он объединяет студентов и специалистов из абсолютно разных областей: как технических, так и гуманитарных. Такая синергия опредёленно приведет к красивому результату!»

Софья КотереваСтудентка магистерской программы НИУ ВШЭ «Менеджмент в индустрии впечатлений»

В проекте участвуют студенты и молодые специалисты в области дизайна, ИТ, менеджмента, архитектуры, культуры, искусства, урбанистики и других направлений.