Чем живёт художник: в Лахта Центре обсудили, как память и город влияют на искусство
Творчество не всегда совпадает с контекстом, в котором живёт художник
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга»
В Планетарии многофункционального комплекса Лахта Центр в рамках выставки «Среда обитания» прошла дискуссия «Среда обитания художника: влияние и взаимодействие», организованная лекторием ярмарки современного искусства 1703. Российские художники и фотографы говорили о ценности мастерских для художников, роли случайности в творчестве и влиянии городских пространств на культуру. Модератором встречи выступила арт-критик и шеф-редактор сайта Artguide.com Мария Кравцова.

Словосочетание «среда обитания» стало отправной точкой разговора. Участники согласились, что это понятие неустойчиво, и подчеркнули, что творчество не всегда совпадает с контекстом, в котором живёт художник. По их мнению, средой обитания может быть и человеческая память. Например, советский художник Игорь Радзинский, даже обосновавшись во Франции, продолжал писать исключительно русские пейзажи.
«Мир художника не всегда связан с буйством красок. Достаточно личной реальности, чтобы достигнуть феноменальных результатов».
Пётр БыстровХудожник, куратор, мемуарист и педагог
По словам Петра Быстрова, среда обитания творческих людей не должна быть многосоставной. Искусство, как правило, выходит из ниоткуда и заполняет собой всё пространство, поэтому художнику не обязательно находиться в постоянном поиске свежих идей. Быстров признался, что чувствует себя счастливее и комфортнее, когда работает в домашней мастерской, которую оформил вместе со своими сыновьями.

Ещё одной темой дискуссии стало значение спонтанности в искусстве. Художники развенчали миф о том, что все работы создаются в моменте – на практике это происходит иначе.
«Лучший кадр чаще всего становится результатом пересечения определённых пунктов на бумаге, которые указывают фотографу точное время и место для него».
Игорь МухинФотограф и преподаватель
Мухин рассказал о своём подходе к фотосъёмке, где ключевое место занимает точный расчёт. Так, для удачного кадра пассажиров на вокзале нужно заранее узнать время прибытия поезда и прогноз осадков, а для съёмки песчаной бури — найти стройку и дождаться ветреной погоды.

Во время разговора участники вспомнили одну из работ фотографа – портрет Виктора Цоя на станции метро «Кантемировская» в Москве. После выхода фотографии эта локация превратилась в культовое место, куда до сих пор приезжают кумиры певца, чтобы запечатлеть себя на фоне входа в подземку.
«Для большинства людей незнакомые города в первую очередь ассоциируются с музеем. С точки зрения города важнее сам музей как здание, чем коллекция внутри. Но искусство способно само создавать новые места».
Виктор АлимпиевХудожник
По мнению Виктора Алимпиева, городские пространства нередко «закрепляются» за предметами искусства, как это произошло с портретом Цоя. Такие процессы естественны для общества и культуры, но большую роль здесь играет связь времени, обстоятельства и места с определённой эпохой или событием. Мухин и Быстров согласились с коллегой, добавив, что многое определяется уровнем образования человека: чем он выше, тем легче увидеть в обыденных пространствах связь с искусством.

Участники дискуссии также отметили значение общественного запроса. По их мнению, ключевым фактором в творчестве остаётся социальная среда, с которой автор неизбежно сталкивается.
«Когда ты что-то хочешь поменять, обязательно попадаешь под общественное подозрение. Конечно, есть те, кому везёт и кто вытаскивает свои идеи за пределы мастерской. Но в конце концов, любая сильная инициатива, которую закатывают в асфальт, в итоге вырвется наружу».
Пётр Быстров
Арина Сапелкина