«Важно стремиться к новому и не зацикливаться на своей картине мира»

Невозможно говорить про здание в отрыве от того, где оно находится и с чем соседствует.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»  в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

Курс «Наставничество» проекта ПАО «Газпром» близится к завершению. На протяжении трёх месяцев студенты ведущих петербургских вузов изучали методы и средства современной работы с культурным наследием, которые позволяют одновременно сохранить ценность исторического пространства, но при этом сделать его удобным, комфортным и доступным для человека XXI века.

Программа курса была построена от общего к частному: сначала его участники изучали окружающую историческое наследие среду, затем объекты — конкретные здания, комплексы, постройки, а в завершение – предметы внутри них. 

О том, как с течением времени меняется подход к работе с историческим пространством, почему не стоит бояться выдвигать смелые гипотезы и какую роль играет свобода внутри команды, рассказал сокуратор модуля «Среда»Константин Самоловов.

В чём особенности модуля «Среда» и почему он важен для участников курса?

Идея всего курса «Наставничество» заключена в трёх модулях: они совмещаются в единый трек, масштаб задачи меняется от модуля к модулю. В этом интерес и уникальность курса – одни и те же студенты решают в чём-то схожие, а в чём-то разные задачи, и на выходе получают три проекта.

Смысл модуля «Среда» в том, что мы двигаемся от общего к частному. Прежде чем приступить к изучению Зубовского флигеля, который и был объектом интереса всего курса, студентам предложили посмотреть, что находится рядом с ним. 

Когда мы говорим про объект культурного наследия, то, как правило, историческая и реставрационная ценность воспринимается в материальном смысле.

Мы живём в XXI веке, и относиться к этой среде так, как относились к ней сто-двести лет назад, невозможно: меняются технологии, меняется сама жизнь и её течение, меняются материалы, а в каком-то смысле и ценности.

На Треугольную площадь в Царском Селе указали сразу несколько сотрудников музея-заповедника. Для них это реальная проблема — большое пространство с потенциалом, которое не используется эффективно.

Это был отличный кейс, чтобы разобраться, как работает историческая среда, какие методы работы с ней возможны и как её интерпретировать с точки зрения современной проектной мысли.

Почему междисциплинарность важна для курса «Наставничество»?

Это также была одна из основных идей курса. Кураторы трёх модулей — специалисты с разным профессиональным фокусом. И их подходы объединили в рамках общего трека. Поэтому мы и пригласили студентов, обучающихся на разные специальности.

В итоге отобрали тридцать шесть человек, среди которых реставраторы разных направлений, архитекторы, дизайнеры ландшафта и архитектурной среды и, например, физики. Мы их специально перемешали в командах и поделили по компетенциям, чтобы в каждой был баланс специальностей. Идея заключалось в том, чтобы и коммуникационную задачу решить, и дать возможность ребятам научить друг друга чему-то.

Какие ещё модули входят в курс? И как модуль «Среда» связан с ними?

Объектом для привлечения внимания к реставрационным работам выбрали Зубовский флигель. Но до погружения в вопросы реставрации и прямого соприкосновения с материальным наследием нужно увидеть пространство объекта.

Если говорить про связь в проектном смысле, то это связь эмоционально-пространственная. Мы воспринимаем любой объект в каком-то контексте. Невозможно говорить про здание в отрыве от того, где оно находится и с чем соседствует.

При этом между модулями есть связь техническая, образовательная, методическая, потому что команды, которые сформированы в рамках нашего модуля, продолжают работать на других этапах.

Два других модуля посвящены соответственно объекту и предмету.

После того, как студенты поработали с «улицей», они входят внутрь Зубовского флигеля. И там уже пытаются разобраться с интерьерной средой и предложить сценарии работы в музейном пространстве, учитывая временные и стилистические наслоения.

В итоге на презентации второго модуля мы увидели проекты, которые сценарно вытекали из модуля «Среда». А на третьем модуле студенты занимаются предметной реставрацией. Они работают с материалом, изучают различные техники. Это буквально прикладная история на химическом уровне: взаимодействие материалов, восстановление элементов декора, воссоздание, консервирование.

Какие задачи стояли перед участниками модуля «Среда»?

Первая задача в макромасштабе: провести исследование музейного комплекса на предмет транспортной доступности и туристических потоков — обычная работа в рамках проекта по развитию пространства.

Вторая задача была более локальная: на основе исследования предложить сценарий преобразования Треугольной площади, вплоть до каких-то проектных решений по размещению временных объектов и преобразованию ландшафта. Нужно было учесть сам характер имперского парка, понимая, что в современных условиях это не просто царская резиденция, но и общественное пространство, куда приходят погулять жители города.

Задача, с одной стороны, неподъёмная даже для профессионалов. С другой — отсутствие реального опыта позволило студентам выдвигать очень смелые гипотезы.

На защите проектов модуля «Среда» некоторые специалисты ревностно отнеслись к проявлениям свободной мысли по отношению к объекту культурного наследия. Были споры и дискуссия. И это было интересно, а главное — мы подняли вопросы, которые важны для осмысления и развития исторической среды.

В чём-то это был отрыв от земли. Но мы не хотели, чтобы ребята действовали в рамках жёстких ограничений. Нам нравилась идея, что они могут расширить свои горизонты.

По итогам модуля ребята должны были создать в командах концепцию по модернизации Треугольной площади Екатерининского парка. Как вы оцениваете их идеи? Были проекты, которые вас удивили?

В каждом проекте есть какая-то одна главная идея. Что важно для быстрых проектов в формате воркшопа, каждое высказывание получилось цельным. Был один проект, который меня удивил своей смелостью — хотя я не хотел бы уточнять, какой именно. Предложенные идеи очень гуманны по отношению к историческому наследию, но требует радикальных технических решений. Как пространственная идея — это уровень профессионального архитектурного бюро.

А какие форматы работы со студентами вы выбрали для этого модуля?

Ещё весной мы начали прорабатывать план работы и где-то к концу августа сформулировали программу вплоть до часа.

У нас было три недели на модуль — это два дня в неделю аудиторных встреч и самостоятельная работа студентов. Каждый день был поделён на две части: лекция приглашённого эксперта и занятие с кураторами. 

Тут важно отдельно сказать о месте проведения курса — это Петропавловская крепость, что само по себе уже ценно, особенно в контексте нашего курса. Каждодневный переход из конференц-зала, где проходили лекции, в мастерскую, где мы работали над проектами, был приятным моментом. И, конечно, был выезд в Царское Село, где для нас провели экскурсию по музейно-парковому комплексу и Треугольной площади.

Помимо приглашённых лекторов, я и мой партнёр по модулю архитектор Вероника Серебрякова делали небольшие сообщения о важных аспектах процесса проектирования, например, как лучше оформить презентацию и как нужно выступать с презентацией перед экспертным советом.

Мы применяли различные форматы работы с предметом проектирования. В полевом исследовании каждая команда фокусировалась на каком-то одном аспекте. Кто-то занимался исторической справкой, кто-то оценивал навигацию комплекса, кто-то отслеживал туристические потоки. По итогу каждая команда презентовала свои наблюдения, и все материалы выложили в «облако» для общего пользования.

Был час брейн-шторминга, когда команды генерировали идеи и обсуждали их с кураторами, были и текущие консультации, и переписка в чатах.

И, конечно, была обратная связь. В конце каждого рабочего дня мы собирались – иногда в сумерках на территории Петропавловки – и пятнадцать минут любой желающий (студент или куратор) мог поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. Правило простое: есть некий предмет (например, скотч или бутылка воды), который передаётся из рук в руки, и пока вы его держите – слово ваше, и никто не может вас прервать. 

Чему в первую очередь нужно уделять внимание, работая со студентами над такими проектами?

Опыт показал, что нужно держать баланс между чётко поставленной задачей и возможностью почувствовать, что не находишься в рамках жёстко срежессированной истории.

Внутри команды должна быть свобода — в том числе свобода высказаться.

Мы стремились не давать негативных оценок. Нужно обсуждать и наводить на мысль, показывать примеры. Тогда складывается диалог. 

Наверняка у вас были опредёленные ожидания от модуля «Среда». Насколько они оправдались?

Для меня результат лучше, чем можно было представить. Я в какой-то степени даже был удивлён, учитывая междисциплинарность студентов, темп и сложность задачи.

За сутки до защиты проектов у нас был просмотр. И не было уверенности, что презентации будут хорошие.

Но когда мы смотрели финальные проекты, то увидели, что все приложили нечеловеческое усилие. Такая самоорганизация очень важна. Каждая команда доработала презентацию и сделала её в два раза лучше. Это важный навык — в последний момент доработать проект и внести в него пусть небольшие, но важные изменения, которые сделают его гораздо интереснее. У нас всё получилось.

Что бы вы пожелали студентам, которые принимают участие в «Наставничестве»?

Очень важна открытость к восприятию информации — это касается любого образовательного процесса.

Нельзя подходить к вопросу с позиции, что ты всё знаешь. Или с позиции страха. Это две крайности. А посредине — тот самый баланс, где ты не боишься и при этом можешь сориентироваться в новых для себя сферах.

Необходимо учиться думать и работать с информацией. Очень важно стремиться к новому и не бояться его получать, а также не зацикливаться на своей картине мира — в конечном итоге она может расшириться и даже измениться.

Елизавета Гаврилова