«Редкий случай, когда студенты могут увидеть, как работают реставраторы»

Всё то, чему научились студенты во время курса «Наставничество», имеет огромное значение для дальнейшего развития Петербурга.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»  в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

Мария Шапченко, куратор модуля «Объект», руководитель архитектурной мастерской №2 ООО «НИиПИ Спецреставрация» и старший преподаватель кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ, рассказала об основных задачах, которые ставила перед собой в процессе работы над курсом, значении работы в Зубовском флигеле для молодых специалистов и важности проекта «Наставничество» для Петербурга.

В чём отличие «Объекта» от других модулей курса «Наставничество»?

Если в первом модуле мы работали с исторической средой, которая складывается из множества разных объектов, в том числе архитектурных, то в нашем модуле мы уделяли внимание конкретному материалу – зданиям, которые являются объектами культурного наследия. Нашей задачей было изучить объект во всех контекстах: в историческом, конструктивном и материальном. 

Если мы говорим про среду, то здесь подразумевается масштаб генплана. Масштаб объекта – это уже масштаб планировки. 

А на модуле «Предмет» ребята работали с сантиметрами и миллиметрами определённого предмета.

Какие задачи стояли перед участниками вашего модуля?

Студенты должны были познакомиться с профессией архитектора-реставратора. Это специалист, который имеет дело с памятниками архитектуры и решает, как их сохранять.

Кроме того, студенты узнали, что такое комплексные научные исследования, пробовали проводить их на объекте. Мы изучали историческое развитие объекта культурного наследия, его архитектурные и натурные особенности, производили замеры, осматривали конструктивные особенности, исследовали материалы отделки.

Очень важен был сам объект, который мы рассматривали, – Зубовский флигель. 

Какая главная задача стояла перед вами как куратором модуля «Объект»? Удалось ли ее выполнить?

Я преподаю на кафедре реставрации ГАСУ, поэтому у меня хороший опыт работы со студентами. Но когда ты работаешь с ними год за годом, то появляются отработанные схемы, коммуникационные пути, вырабатывается регламент. 

Модуль «Объект» другой. Это экспериментальное пространство, что заметно по итоговым проектам его участников. За короткое время мы постарались раскрыть творческих потенциал ребят и объяснить им то, что люди осваивают в вузе за 5-7 лет.  

Мне кажется, цель достигнута. Программа получилась насыщенной и разносторонней. Было много и теоретических, и практических занятий. Конечно, это не только моя заслуга, но и всех, кто организовывал процесс. Мы прекрасно друг друга понимали и работали в унисон все четыре недели. 

Как бы вы описали участников модуля «Объект»? Что это за ребята?

Они удивительные! Хочется отметить лидерские качества почти всех участников. Это люди, которым всё интересно, которые не боятся задавать вопросы и применять только что полученные знания и навыки. Ребята живые, энергичные, талантливые и очень креативные! 

Но главное – они все были готовы пойти на эксперимент! Студенты искренне отдались процессу и усердно работали. Все команды удивляли неожиданными идеями.

Было ли что-то, чему вы у них научились?

Конечно. Меня очень впечатлила и тронула обратная связь от них. Это не распространённый формат работы, но в нашем случае всё проходило очень естественно. Им было важно делиться, раскрываться, выражать свои эмоции. 

Так происходит далеко не всегда – часто люди боятся и стесняются. Обратная связь от участников курса стала важной частью образовательного процесса. Ею завершалось каждое занятие. Очень важно учиться осознавать и правильно выражать свои чувства, чтобы улучшить взаимодействие с окружающими.

Какие лекции и мастер-классы вошли в модуль «Объект»?

В составе нашего очень плотного модуля было несколько лекций. Первую прочёл архитектор-реставратор, который занимается отдельными сооружениями и конструкциями, – Анатолий Осокин. Он нечасто выступает публично, но посвятил ребятам много времени и рассказывал обо всём очень эмоционально. 

Вторая лекция была посвящена историческим конструкциям зданий Петербурга их реставрации – с ней выступил Пётр Щедрин. 

Кроме того, у нас состоялась выездная лекция-экскурсия в Зубовском флигеле. Лекцию прочла архитектор Мария Рядова. Она рассказала про историю создания объекта, про то, как он выглядел раньше, как он был утрачен и как его восстанавливают. 

Также мы посетили Царскосельскую янтарную мастерскую, которая занимается реставрацией отделки. 

У нас было два мастер-класса в Зубовском флигеле. Мастер-класс по обмерам провела я – он был посвящён проведению натурных исследований. На мастер-классе по лепному декору ребята занимались реставрацией розеток. 

Кроме того, в рамках модуля прошёл цикл практических занятий, на которых разрабатывали итоговые проекты ребят.

Участники модуля провели много времени в Зубовском флигеле. Какое значение для студентов имеет работа на базе исторического объекта такого масштаба?

Колоссальное. Помимо того, что речь идёт о дворцовом масштабе, в этих интерьерах собрано огромное количество уникальных типов отделки. Залы проектировали, строили и перестраивали в разных стилях. Здесь имеешь дело и с огромным количеством информации, и с разными деталями, которые можно увидеть, пощупать и отреставрировать. 

Мы посмотрели на памятник с разных сторон, смогли зафиксировать для себя и его расцвет, и его упадок, и его восстановление. Редкий случай, когда студенты могут попасть на подобный объект, увидеть, как работают реставраторы. Это очень вдохновляет.

Как вы оцениваете проекты студентов? 

Участники модуля – молодые ребята из разных профессий с незашоренным взглядом на мир. В итоге они предложили интересные и вполне реализуемые идеи. 

Какие проекты вам больше всего запомнились?

Мне особенно понравились идеи аудиовизуального сопровождения. Сегодня, когда мир всё больше уходит в онлайн, развивать это направление особенно важно. 

Также мне запомнился проект по созданию инклюзивной среды для маломобильных групп населения. Ребята нашли хорошие приёмы, которые не только не вредят объекту, но и будут способствовать ещё большему его развитию, причём без особых затрат. 

Я считаю, что все работы получились. Каждая из них заслуживает высочайшей оценки. Но те, о которых я упомянула, запомнились больше всего – они работают с разными уровнями восприятия и при этом вполне реализуемы. 

В чём важность курса «Наставничество», и, в частности, модуля «Объект» для Петербурга?

Петербург – это город, во многом сохранивший цельную историческую среду. 

Конечно, горожане и общество в целом не всегда восторженно встречают новое строительство и новые приёмы работы со средой, потому что очень часто встречается противоречие контексту. Архитектор-реставратор – это именно тот человек, который изучает контекст и способствует его сохранению.

Думаю, что всё то, чему мы научили студентов, имеет огромное значение для дальнейшего развития Петербурга.

Что бы вы пожелали участникам курса «Наставничество»?

Ничего не бояться. Всё время сверяться с внутренним компасом, с собственными ценностями, когда они что-то делают. 

И очень много работать, а точнее – трудиться. Потому что работу делает индивид, а трудится личность. На мой взгляд, все участники нашего курса совершенно точно личности, труд которых пойдёт на благо городу. 

Юлия Зубрилина