Лайтинг с весёлыми картинками не выявляет дух места

Чтобы проявить Петербург, его смысловые и художественные характеристики, нужен принципиально иной подход к световому оформлению.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

Молодые специалисты и студенты петербургских вузов — участники лаборатории «Архитектурное освещение и световые инсталляции» проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»— совсем скоро представят экспертному жюри концепцию художественного освещения Михайловского замка и прилегающей к нему территории. Уже осенью проект станет частью масштабного фестиваля «Друзья Петербурга».

О том, как свет способен изменить облик современного мегаполиса и почему участники лаборатории могут предложить принципиально новое архитектурно-художественное решение для оформления города, рассказала ментор проекта Наталья Быстрянцева.

— «Архитектурное освещение и световые инсталляции» — уже не первая лаборатория «Друзей Петербурга». В чём специфика именно этого проекта? 

— Начнём с того, что у этой лаборатории нет аналогов. Я занимаюсь светом 15 лет и участвовала в реализации многих фестивалей и мероприятий, но не могу вспомнить подобных проектов в России. Его участники должны создать новый тип пешеходного фестивального маршрута. Даже больше – изменить отношение к значению света в Петербурге.

Сегодня на фестивалях всё ограничивается «весёлыми картинками» на фасадах. Подобный «лайтинг» не связан с культурной идентичностью, не выявляет дух места. Если мы хотим проявить Петербург, его смысловые и художественные характеристики, нужен принципиально иной подход. 

Очень классно, что в рамках лаборатории собираются кураторы, искусствоведы, архитекторы, урбанисты, светодизайнеры, технологи и, конечно, инженеры. Все вместе они работают над переосмыслением применения света и хотят продемонстрировать городу результат своей работы. 

— Чем лаборатория полезна для её участников – студентов и молодых специалистов?

— Она позволяет применить на практике знания, полученные во время обучения. В проекте участвуют студенты из ИТМО, Академии Штиглица, Политеха и других вузов. У каждого из них своя образовательная программа, направленная на что-то конкретное. А участники таких лабораторий, как наша, становятся более мобильными с точки зрения методологии, получают больше возможностей для манёвров. Это позволяет быстро создавать современные и интересные проекты, которые сложно представить в рамках обычного образовательного процесса.

Конечно, многое зависит от занятых в лаборатории профессионалов, менторов и кураторов. Общаясь с ребятами, они стараются нарастить их знания и помочь создать пилотный экспериментальный проект. 

Если он будет успешен, это может изменить тупиковую ситуацию с фестивальным художественным освещением, которая сложилась в нашем городе. Петербургу нужны качественные фестивали с правильным смысловым наполнением. 

— Почему такие события важны для Петербурга?

— В крупных городах по всему миру фестивали света идут уже много лет. Они повышают активность людей, стимулируют развитие туризма, меняют отношение к свету.

Важно, что многие инсталляции трансформируют город, показывают его архитектурные сокровища с неожиданной стороны.К сожалению, у нас ничего подобного нет. Если спросить у людей о самых ярких примерах художественного освещения Петербурга, большинство назовёт освещение Дворцового моста. Однако оно не работает с тектоникой объекта, не выявляет уникальную красоту архитектуры. 

Поэтому, конечно, хочется сделать проект, где форма будет совершенно по-другому трактоваться, и свет будет работать более мощно — как инструмент. У нас есть все возможности для принципиально иного использования искусственного освещения, более комплексного — когда можно работать с ландшафтом, памятниками и мостами. Я надеюсь, у нас всё получится.

Конечно, почти всё здесь зависит от студентов – это их проект.

— Какие задачи стоят перед участниками лаборатории?

— Прежде всего, они должны создать архитектурно-художественное решение. Тут важно понимать его отличие от обычного освещения, которое не требует работы с художественной стороной, – просто ставишь прожектор и не важно, куда он светит.

Архитектурно-художественное решение использует особенности объекта, его композицию, форму, историю. 

Вторая задача участников – создать фестивальную световую среду. Не просто одну единственную инсталляцию, а композиционное соединение нескольких инсталляций.

— Почему для проекта выбрали Михайловский замок?

— У нас было несколько вариантов, но мы выбрали именно его: это крайне символичный объект для Петербурга, у которого есть своя особая история. И в то же время Михайловский замок — один из самых мистических объектов в городе. С ним интересно соприкоснуться.

Вдобавок у этого здания есть особенность – оно воспринимается с четырёх сторон. Это именно замок – видимый и видный. У него есть общественная входная зона, свои мосты, скульптуры. Это отдельная мини-конструкция в Петербурге. 

По сути, перед нами прототипированный объект с серьёзной, глубокой, трагичной историей и интересным потенциалом. 

— Каким будет маршрут?

— Это небольшая прогулка, которая предполагает разные световые ситуации, потому что у нас есть аллея с деревьями, мосты, закрытый двор и объём фасада. Каждая из этих световых ситуаций — совершенно разное состояние, которое сможет пережить человек. В каждой из них он окунётся в особую атмосферу и получит соответствующие впечатления.

Концепция целостного светового решения сейчас в работе у участников лаборатории. Но я позволю себе немного приоткрыть занавес: в основном мы будем отталкиваться от философии тени. 

— Насколько я знаю, использованием одного лишь света участники лаборатории не ограничатся?

— Да, конечно. Частью проекта станет звуковая инсталляция композитора Олега Гудачёва. С её помощью мы хотим максимально впечатлить зрителей. Во дворе Михайловского замка есть входная часть, которая усиливает звук. Это акустическая система, которая работает по принципу арок. Разумеется, мы её задействуем. 

— Что вошло в программу лаборатории кроме сессий, на которых участники создавали концепцию? 

— Мы посетили экспериментальные световые комнаты, работали с художественным языком и спецификой света, изучали историю и культуру Русского музея, погружалась в события, которые происходили на объекте. Очень много провели времени, знакомясь с архитектурой объекта, его композицией, структурой, наполненностью, состоянием. И это лишь часть того, чем мы занимались. 

— Совсем скоро участники лаборатории должны будут защищать свой проект перед экспертным жюри. Волнуетесь за них?

— Нет. Я верю, что всё пройдёт хорошо. Ребята очень классные и сильные. У них обязательно всё получится.

Беседовала Яна Синикова