Интервью

«Курс “Наставничество” – это эксперимент, результат которого превзошёл все ожидания» 

Обратная связь сопровождала весь курс и сращивала его в единое целое.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»  в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

Куратор курса «Наставничество», заместитель председателя комитета по сохранению культуры и наследия Ленинградской области Ксения Губинская рассказала о важности проекта для реставрационного сообщества региона, взаимосвязи его модулей и взаимном обучении преподавателей и студентов. 

Ксения, вы – заместитель председателя комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области. Насколько сильно регион нуждается в молодых реставраторах?

В Петербурге есть много вузов и ссузов, которые готовят реставраторов самого широкого профиля, но всё равно специалистов не хватает. Петербург – огромный, очень интересный город. И нет ничего удивительного, что многие стремятся в нём жить. 

Однако небольшие города также нуждаются в реставрационных кадрах, причём сильно. Студенты из Ленинградской области, получившие реставрационное образование в Петербурге, не всегда возвращаются работать в родные города. Эту проблему часто обсуждают на мероприятиях, посвящённых сохранению памятников и музейных фондов. И пока мы не можем её решить.

На ваш взгляд, в чём специфика и отличие ленинградской школы реставрации от других реставрационных направлений?

Каждый реставратор, который произносит словосочетание «ленинградская школа реставрации» и хоть немного при этом знает историю своей профессии, испытывает сложные чувства. 

Ленинградская школа реставрации – это подвиг. Мне кажется, именно здесь и заключается её отличие от других направлений. Она сформировалась в период послевоенного восстановления города. 

Над этой задачей трудилось огромное количество специалистов высочайшего уровня, которые получили колоссальный опыт и стали наставниками для многих поколений реставраторов. Их опыт и сформировал методологию проведения реставрационных работ.

К сожалению, специалисты, занимавшиеся восстановлением Ленинграда, уходят. Но их дело, навыки, их тонкое и человечное отношение к профессии передаются следующим поколениям профессионалов. 

Сохранить опыт ленинградской школы реставрации – одна из задач курса «Наставничество». Он состоял из трёх модулей – «Среда», «Объект», «Предмет». Как они работали в единой системе?

Практически любой реставрационный процесс связан с исследованием и в какой-то степени с экспериментом. В этой сфере очень мало типовых решений. Программа курса «Наставничество» – это эксперимент, результат которого превзошёл все наши ожидания. 

Курс создан в контексте современной повестки реставрационной теории, где поднимаются вопросы целостности материи и наследия. Мы считаем, что отделять друг от друга здания, сооружения, пространства в котором они находятся, объекты, которые их наполняют, – неправильно. Это единая социокультурная среда, которая хранит информацию и влияет на нас. И в то же время она является наследием, которое мы передадим будущим поколениям.

Три модуля курса «Наставничество» представляют собой движение от общего к частному, демонстрацию связи среды, объекта и предмета. И к сохранению этих элементов также нужно подходить комплексно. 

Отличались ли подходы студентов к презентациям проектов от модуля к модулю? 

У всех трёх модулей был свой куратор. У каждого из специалистов большой опыт и особый путь в профессии. Поэтому и подходы наставников различались. В этом есть свой особый смысл – курс показывает широту взглядов и возможностей через людей, вовлечённых в процесс. Что, конечно, влияло и на проекты, которые представляли студенты в конце каждого модуля.

Но несмотря на различия в подходах, во время работы мы осознали, что говорим на одном языке. Этому очень способствовала обратная связь, которую участники проекта давали после каждой встречи, – они делились эмоциями, мыслями и наблюдениями. Обратная связь сопровождала весь курс и сращивала его в единое целое. 

Поддержка опытных наставников необходима для развития молодых специалистов. На ваш взгляд, влияют ли студенты на своих кураторов? Могут ли преподаватели чему-то научиться у них?

Как преподаватель могу сказать, что студент не всегда должен соглашаться со своим наставником. А в профессиональном диалоге менее опытный специалист может не соглашаться с более опытным, и это нормально. Безусловно, студент или молодой сотрудник может чему-то научить своих наставников. 

Дело не в возрасте или стаже, а в уважительном взаимодействии и диалоге. Например, у молодого специалиста может быть другой взгляд, не зашоренный правилами и профессиональной рутиной. А значит, он может найти более простое решение задачи. Новое поколение в большей степени живёт в цифровом мире – это тоже может пригодиться в работе. 

Основными объектами изучения и практики участников «Наставничества» стали Зубовский флигель Екатерининского дворца и Треугольная площадь. Чем, на ваш взгляд, этот проект интересен для ГМЗ «Царское Село»?

Новым взглядом. Студенты не боялись предлагать идеи. Наша задача как кураторов, наставников и лекторов заключалась в том, чтобы не ограничивать, а направлять. 

Вместе с тем эксперимент не игнорировал действующие нормы и требования законодательства. Скорее речь шла о том, чтобы задать вопрос: «А что, если?» 

Для нашей главной площадки эти идеи – спектр вариантов дальнейшего развития. Причём среди проектов были и те, что можно воплотить не только в Царском Селе, но и в Петропавловской крепости, где проходили наши встречи, мастер-классы и лекции.

Елизавета Гаврилова