«Искусство должно немного приподнимать человека над реальностью»
«Для меня важно сделать так, чтобы зритель почувствовал, что он пришёл не просто на представление, а на спектакль».
Материал подготовлен Молодёжной редакцией проекта «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем
Михайловский сад Государственного Русского музея станет одной из главных точек притяжения фестиваля ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», который пройдёт с 27 по 29 сентября. Для гостей откроется чудесный мир метаоперы «Обратная сторона дворца. Внутри него знакомый каждому парк превратится в уникальную звуковую площадку, наполненную мультимедийными элементами.
В интервью редакции «Друзья Петербурга» Лиза Савина, куратор лаборатории, участники которой работали над созданием представления, поделилась мыслями о выбранном формате метаоперы, а также рассказала, почему «Обратная сторона дворца» станет ярким событием для каждого жителя города.
Прежде чем присоединиться к проекту, участники лаборатории проходили отбор. Какой критерий был ключевым? Как вы понимали, что тот или иной человек обязательно должен присоединиться к команде?
За то время, что существует лаборатория, сформировался некий костяк, который неизменно участвует в наших проектах. Также появляются новые ребята. Все они студенты и выпускники тех вузов, которые готовят необходимых нам специалистов.
В этом году отбор был особенно тщательным. Мы понимали, что нам нужны люди, которые работают и со звуком, и со светом, и с объектами. И конечно, нам были нужны дизайнеры: внутри проекта много графических решений.
Причём мне совершенно не хочется делить участников лаборатории на менторов, экспертов и студентов или говорить, что они выполняли работу под руководством кураторов. Внутри этого «целого» есть люди, выполнявшие разные задачи, которые все важны.
В рамках лаборатории вы впервые обратились к формату оперы. Какие инструменты использовали для ее создания?
Это скорее метаопера. В ней присутствуют и элементы нескольких опер, и архитектура, и коллекция Русского музея. Всё это «завёрнуто» в Михайловский сад и плавает в воде. Мы хотели создать пространственную звуковую инсталляцию, которая сможет дать ощущение звукового аквариума. Разные звуки должны идти со всех сторон, с разной интенсивностью и высотой.
Поскольку у нас метаопера, тут нет классического либретто. Мы сочетаем партии хора с текстовыми отрывками из двух опер Николая Римского-Корсакова: «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Садко».
Также мы обращались к материалам фольклориста Владимира Проппа, которые дают исследовательскую основу. Ведь в XXI веке люди не могут полностью отдаться сказке, на подсознательном уровне они всё равно будут её анализировать.
По всему маршруту лейтмотивом проходят вокальные акапельные части. Есть и общая инструментальная картина. В ней собраны звуки, которые мы ассоциируем с таинственностью: колокольчики, духовые, струнные и щипковые инструменты.
Какую идею в первую очередь вы хотели вложить в метаоперу? И какие дополнения предлагали участники лаборатории?
Я дала базовую концепцию, полукаркас: то, что мы будем делать наш проект в Михайловском саду и возьмёмся за формат оперы. Дальше нужно было придумать, что это будет за опера и из чего она будет состоять.
То есть я понимала, что должно быть на выходе, у меня была общая идея. Я должна была вести всё к конечному образу, сформированному в моей в голове. Все творческие модерации – уже коллективная работа, по итогам которой мы все можем сказать: «Как это круто!»
На подготовку итоговой концепции было не так много времени. Как выстраивалась такая сложная работа над большим проектом?
Этот тип лаборатории я придумывала именно для «Друзей Петербурга», и мы делаем их уже третий год. За это время появилось понимание, как выстраивать процесс. У нас были не только практические, но и замечательные исследовательские и образовательные занятия.
Большую роль играет то, что представление «Обратная сторона дворца» будет частью фестиваля «Друзья Петербурга». Для ребят важно посмотреть, как работает крупный проект, ведь они становятся частью большого «целого».
Принято считать, что музей – это место, где время застывает. В этой связи какие особенности стоит учитывать при работе с музейным пространством?
У нас, конечно, есть ограничения: мы не можем закрепить очень многие объекты, не имеем права ничего не вешать на деревья. Соответственно, мы подстраиваемся. Маршрут «сыгран» с учётом музейных особенностей.
Представление сопровождают мультимедийные элементы. Какие важные визуальные образы вы использовали, чтобы отразить главную тему лаборатории через мультимедиа?
Мне кажется, что мы совершили революционный момент – не делали маппинг на Михайловский дворец. Пока что не бывало такого, чтобы фасад не использовали для видеопроекции, – сейчас этот приём используется повсеместно. У нас, конечно, есть проекция, но мы разыгрываем ее внутри общей драматургии метаоперы.
Чем, по вашему мнению, метаопера «Обратная сторона дворца» особенно интересна для зрителя?
Во-первых, потому что это красиво. Для меня важно сделать так, чтобы зритель почувствовал, что он пришёл не просто на представление, а на спектакль. Во-вторых, здесь есть и интеллектуальная составляющая. Я думаю, что особенно наш проект понравится людям искусства или медиа. В третьих, я смею надеяться, что наше представление доступно для любой аудитории.
Мне нравятся проекты, которые в любом случае не оставят зрителя равнодушным. А ещё мне кажется, что в последнее время искусство стало очень дедуктивным, обучающим. Местами это очень утомительно: оно всё время учит жить. А я думаю, что искусство должно немного приподнимать человека над реальностью.
Беседовала Полина Зарвигорова