Интервью

«Хочу ли я и дальше участвовать в проектах «Друзей Петербурга»? Сто процентов – да!»

Световая инсталляция в Михайловском замке, подготовленная культурно-исследовательской лабораторией«Друзей Петербурга», — это художественное осмысление истории одного из самых загадочных зданий города.

Материал подготовлен в рамках партнёрства с Государственным Русским музеем

Екатерине Порядковой 22 года, она училась на графического дизайнера в Санкт-Петербургском Политехническом университете Петра Великого, где окончила бакалавриат. Продолжила образование в магистратуре СПбГУ, но недолго – решила сменить специальность и поступила в Высшую школу экономики. 

Участвуя в проекте «Друзей Петербурга», Екатерина поняла, что её призвание не совсем графический дизайн, а скорее — управление культурными проектами, предполагающее более широкий спектр интересов. Это не столько подготовка дизайн-проектов, сколько организация выставок, фестивалей и других культурных событий. 

Одним из примеров как раз может служить создание световой инсталляции в Михайловском замке силами участников культурно-исследовательской лаборатории. Она станет ключевым событием предстоящего фестиваля «Друзья Петербурга», который пройдёт с 5 по 8 октября 2023 года. 

В работе над этим проектом также принимала участие Екатерина Порядкова.

— Екатерина, как вы стали сотрудничать с «Друзьями Петербурга»?

— Моё участие в творческих проектах «Друзей Петербурга» началось, когда я ещё оканчивала бакалавриат в Политехническом университете. Первым опытом сотрудничества стала выставка «Петрополис» в Петропавловской крепости, для создания которой пригласили студентов творческих факультетов практически всех вузов города.

Появлению экспозиции предшествовала большая исследовательская работа, которая длилась полгода. Было организовано четыре лаборатории: каждая отвечала за свой этап — сначала ландшафтный дизайн, потом урбанистика, затем графический информационный дизайн и, наконец, дизайн выставки. 

Я подключилась к работе на стадии лаборатории графического информационного дизайна.

— И какова была цель вашего исследования?

— Мы занимались разработкой концепции реорганизации территории Петропавловской крепости. Работа нашей лаборатории основывалась на исследованиях предыдущих. Ребята — ландшафтники и урбанисты — изучили пространство, выявили его проблемы, особенности и точки роста. Далее мы, опираясь на их материалы, разрабатывали свою часть проекта. Венцом всего стала выставка «Петрополис» в Инженерном доме.

Фото: личный архив Дарьи Молчановой

Изначально я не входила в состав лаборатории выставочного дизайна, но с удовольствием осталась работать и на этой — финальной — части проекта. Мне очень понравилось участвовать в генерации идей выставки, её концепции. Мы делали плакаты, фотографии, организовывали пространство. Мне довелось соприкоснуться со всеми аспектами организации и финального монтажа экспозиции, вплоть до записи аудиогида.

— Можно сказать, что именно этот проект заставил вас расширить горизонты и сменить специализацию с графического дизайна на артдирекшн?

— Да. Я почувствовала, что, оставаясь в создании визуальных коммуникаций, могу прикасаться ещё к каким-то сакральным смыслам и истории, выстаивать диалог со зрителем. Эта тема показалась мне более интересной, и с ней теперь связана вся моя дальнейшая деятельность в проектах «Друзей Петербурга».

Мне посчастливилось сотрудничать с куратором Лизой Савиной, преподавателем и продюсером проектов в области культуры, соучредителем фонда культурных инициатив «Спарта». Она стала для меня примером и личностью, на которую хочется равняться. К тому же Лиза Савина теперь ещё и мой преподавать в ВШЭ.

— Вам легко далось это решение — сменить специальность? Можно сказать, что «Друзья Петербурга» подтолкнули вас к этому шагу?

— Уверена, что моё поступление в ВШЭ на направление «дизайн» стало результатом сотрудничества с «Друзьями Петербурга». Это решение было сложным, тем более, что его надо было как-то объяснить родителям.

Ведь вроде бы в моей жизни всё складывалось хорошо: у меня была интересная работа, и училась бесплатно. Ушла без гарантий, что поступлю в ВШЭ. И когда всё получилось, все мысли и планы были реализованы, я ощутила себя самостоятельным и ответственным человеком.

К тому же проекты «Друзей Петербурга» дали мне возможность составить эффектное портфолио. Я очень трепетно к нему отношусь. По опыту знаю, что чаще всего дизайнеры своим портфолио недовольны, потому что они не всегда занимаются тем, чем хочется. Но моё мне очень нравится — его открывает как раз «Петрополис», который дал мне первый профессиональный опыт.

— После выставки в знаковом для Петербурга месте — Петропавловской крепости — вам повезло поработать ещё и в Михайловском замке. Тяжело было попасть на этот проект?

— Меня берут уже без собеседования и конкурсов. Да в общем, всем ребятам, которые себя проявили во время проектов «Друзей Петербурга», стало проще проходить отбор на другие программы. И вот мы собираемся уже в третий раз, чтобы создать уникальную инсталляцию. Это лето мы провели в разработке концепции для Михайловского замка.

На начальном этапе мы побывали на нескольких экскурсиях, послушали серию лекций, посвящённых истории замка и работе со светом. После погружения в контекст приступили к самой концепции. 

Придумали, что, где и как будет сосредоточено, какой сакральный смысл будут нести предметы и подсветки. Появилась смысловая ось, вокруг которой всё строится.

Несмотря на то, что замок ассоциируется в первую очередь с Павлом I, он прожил там очень небольшую часть жизни. Мы пришли к тому, что на самом деле Михайловский замок — это творение, вобравшее в себя события разных эпох. 

Суть нашей концепции заключается в том, что не мы смотрим на архитектуру, а она смотрит на нас. Мы видим архитектурное творение только в одном его состоянии, а оно проживает очень долгую и разнообразную жизнь. 

У Михайловского замка есть уникальная история благодаря событиям, которые в нём и вокруг него происходили. Они породили мифы и легенды, что тоже нашло отражение в нашем проекте.

— Вы учитывали пожелания профессионального сообщества при разработке концепции?

— Представители Русского музея, к которому относится Михайловский замок, выразили пожелание при разработке концепции уйти от стандартов. Визуальная и смысловая нагрузка световой инсталляции должна нести то, чего ещё никто не видел.

Мы поработали большой командой студентов над наполнением проекта и собрали презентацию. В Русском музее наши идеи приняли хорошо.

Темой для нас стали слова из стихотворения Марины Цветаевой «Я тень от чьей-то тени». У нас очень аккуратный и графичный подход: концепция подразумевает чёрно-белую историю, основанную на тенях и отражениях. 

Проходя по залам замка, мы заметили, что в интерьерах очень много расширяющих пространства зеркал и игры света. 

Этот эффект и натолкнул нас на основной лейтмотив проекта.

Свет, зеркала, иллюзии — всё это стало красивой метафорой, которая нашла отражение в нашей работе. К тому же тема предстоящего фестиваля «Друзей Петербурга» — «Отражения». Так что всё сложилось воедино!

— Екатерина, сейчас стали очень модными разные фестивали света и видеомэппинги, которые проводятся регулярно и практически везде — в центре Петербурга, в пригородных дворцах и других локациях. Ваш проект не станет ещё одним таким событием?

— Я думаю, что наша история актуальна, потому что мы показываем взаимосвязь с архитектурой и смыслы, заложенные в конкретном здании. У нас планируется большой видеомэппинг на одном из фасадов здания, который готовят художники, принимавшие участие в гатчинском фестивале «Ночь света». Они предложат визуализацию и иллюстрацию тех временных слоёв, которые прослеживаются в истории замка.

Это будет не просто красивая картинка — в ней заложен смысл, определённый сюжет, захватывающий рассказ.

Мы показываем это видео не ради эстетики, а чтобы дополнить погружение в историю Михайловского замка.

В видеоряде это проще изобразить, чем в статичных инсталляциях. Фестивали света предполагают, что каждый художник показывает свою работу. Сторонний посетитель смотрит на разные объекты, выражающие идеи и взгляды творца.

Наш проект — о художественном осмыслении истории Михайловского замка. Причём для этого задействована обширная территория вокруг здания и внутри него.

— Знакомиться со всеми чудесами, которые вы придумали, надо будет с определённой части замка? Или не имеет значения, с какой стороны подойдёт зритель?

— В проекте есть одна точка входа — с Кленовой аллеи, но на самом деле можно зайти с любой стороны. Нет необходимости последовательно переходить между локациями, несмотря на то, что стилистически и концептуально всё связано. Посетитель может смотреть на каждую часть инсталляции в любом порядке. Сама архитектура замка ведёт зрителя по определённому маршруту — это будет происходить интуитивно.

Во дворе планируется установить скульптуру художника Александра Кита — это пространство станет местом, где посетители смогут поразмышлять и погрузиться в себя. К автору был запрос на ключевую скульптуру, которая поможет собрать воедино всё, что мы хотим сказать.

— Фестиваль «Друзья Петербурга» в начале октября. Всё ли готово к тому, чтобы представить проект публике?

— Нам осталось менее месяца: сейчас активно идёт работа по созданию реальных объектов. На этом этапе над проектом работают наши кураторы и техническая команда — настоящие профессионалы.

Я по своей инициативе продолжаю участвовать в процессе — подбираю тексты, помогаю писать сценарий. Всё, что сейчас происходит, мне очень интересно.

— Что для вас стало самым большим открытием в работе над проектами «Друзей Петербурга»?

— Пожалуй, понимание, чем я хочу заниматься. Я уже полтора года работаю дизайнером в одной из компаний. Можно сказать, что это работа мечты: я веду свои проекты, и мне это нравится.

Но я начала чувствовать, что мне чего-то не хватает. И в этом плане проекты «Друзей Петербурга» помогли понять, к чему я стремлюсь.

— Если вам ещё предложат участвовать в проектах «Друзей Петербурга», вы согласитесь?

— Сто процентов да! Я уже даже немного знаю, какой проект будет следующий. И если всё получится, то я обязательно пойду. 

Какой бы ни была тематика, я знаю, что с «Друзьями Петербурга» будет здорово работать. С точки зрения личностного роста, постановки целей и понимания своего пути эти программы — большая удача. Огромное спасибо и «Друзьям Петербурга», и ПАО «Газпром», который это всё поддерживает.

Беседовала Юлия Иванова