Интервью

«Без предметов мы не можем представить интерьер»

Студенты разных вузов овладели дополнительными методами работы, и с этим багажом они смогут пойти работать в музеи и центры, которые занимаются реставрацией. 

 

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга»  в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село», Международным центром реставрации в Рождествено и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга

«Предмет» – заключительный модуль курса «Наставничество». Его куратор Жанна Максименко, художник-реставратор высшей категории и заместитель директора по  реставрации Международного центра реставрации в Рождествено, рассказала «Друзьям Петербурга», чем ей запомнилась работа со студентами, почему не нужно бояться смелых музейных проектов и как новые технологии помогают сохранить объекты культурного наследия.

Модуль «Предмет» завершает курс «Наставничество». В чём его специфика и почему именно он стал последним? 

Это продолжение двух предыдущих модулей, о которых вы уже знаете, – «Среда» и «Объект». Важно понимать, что предмет всегда наполняет и среду, и объект. Без предметов мы не можем представить интерьер – это пустое здание.

Предметы хранят память, если ими владели, допустим, наши родные и близкие. И чем дальше в глубь веков уходит эпоха, к которой они принадлежали, тем интересней изучать их историю, анализировать, как они попали в объект и являются ли его частью.

Какие мастер-классы и лекции вошли в модуль «Предмет» и почему? 

В двух предыдущих модулях спикерами были архитекторы-реставраторы. На наши занятия я пригласила художников-реставраторов разных направлений.

Я старалась выбрать сферы, актуальные для нашего города и ленинградской школы реставрации. Причём к нам приходили представители специальностей, которым не обучают в вузах Петербурга, например, художники-реставраторы по металлу и технологи. 

Также у нас были мастер-классы по направлениям, связанным с технологическим исследованием. В них участвовали мастера самого высокого уровня, в том числе сотрудники Русского музея. Они рассказывали о передовых технологиях в реставрационной сфере, в частности, как проводить нестандартную фотофиксацию предметов культурного наследия.

Ещё во время мастер-классов ребята познакомились с консервацией и реставрацией предметов из разных материалов: ткани, металла, дерева и других. Наверное, одним из самых интересных было занятие по реставрации музейных предметов из органических материалов. Почти в каждом этнографическом музее хранятся и экспонируются коллекции чучел, которых тоже нужно восстанавливать. Это направление возникло не так давно, не более трех десятилетий.

Вы упомянули нестандартную фотофиксацию. Что это такое? 

К нестандартной относится съёмка в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении. С помощью ультрафиолета проводят первичный анализ сохранности произведения, получают информацию о внедрениях более позднего времени. По свечению и его интенсивности можно многое понять – более тёмные пятна говорят об относительно недавних изменениях, более светлые и яркие участки чаще относятся к периоду создания произведения. 

При фотофиксации в инфракрасном излучении свет проходит сквозь красочный слой и как бы поглощает его. На снимке виден только рисунок, который невозможно рассмотреть невооружённым глазом. По рисунку, его прерывистости, интенсивности, стилистике можно узнать руку мастера, а также выяснить, подправлял ли кто-то произведение.

Чем для студентов важен проект «Наставничество» и, в частности, модуль «Предмет»? 

В нашем городе много профильных вузов, которые готовят художников-реставраторов. Именно на них и ориентирован наш модуль.

При этом каждый вуз имеет свои традиции – ребята получают в них немного разные навыки. Иногда, я думаю, что хорошо бы навыки, полученные в Академии художеств, добавить к навыкам, полученным выпускниками Академии Штиглица. 

Модуль «Предмет» позволил студентам разных вузов овладеть дополнительными методами работы с музейными предметами. И уже с этим багажом они смогут пойти работать в музеи и центры, которые занимаются реставрацией. 

Что проект «Наставничество» дал вам?

Мне было очень приятно общаться с ребятами. Я благодарна им за обратную связь и свободный полёт мысли. Когда давно занимаешься какой-то деятельностью, ты часто ограничен укоренившимися рамками и подходами. И бывает сложно представить, как можно экспонировать музейные предметы неклассическим образом, используя современные материалы и технологии. 

Кроме того, мне было интересно пройти курс вместе с его участниками – присутствовать на модулях, предшествующих нашему. Для меня это большой опыт: с объектной реставрацией я была знакома, а о средовой, конечно, знала мало. 

Какие проекты студентов на защите модуля «Предмет» запомнились вам больше всего? 

Один из них меня просто поразил! Его авторы визуализировали возможность экспонировать оригинальное платье Екатерины II в интерьерах Зубовского флигеля. Они придумали стеклянный колпак, который повторял оригинальные формы этого платья. Казалось бы, ничего сверхоригинального, но для музейных интерьеров это действительно интересная и смелая идея. 

Другой проект посвящён цветовому восприятию, цвету в интерьере и его реставрации, пигментам и их изучению. И рассказывают ребята об этом на понятном для простых посетителей языке. Такие задачи редко ставят перед собой научные работники, но мне кажется, этот проект можно было бы реализовать. 

Вы упомянули про реставрацию цвета. Что это такое и как она происходит? 

Очень часто цвет исторических предметов и интерьеров искажён временем, бытованием и атмосферными загрязнениями. Он может быть желтее или темнее. В нём нет той насыщенности и яркости, которые были свойственны ему в прошлом. Бывает, что от изначального красочного покрытия остался лишь небольшой фрагмент. 

Важно извлечь и сохранить всю информацию из этого маленького кусочка и правильно её интерпретировать. Разумеется, решение о том, как выглядел предмет, принимается на реставрационном совете коллегиально. В обсуждении участвуют специалисты с огромным опытом. Их идеи фиксируются в специальных документах, и следующие поколения реставраторов будут опираться не только на внешний вид предмета, но и на тексты их предшественников. 

Что бы вы пожелали участникам курса?

За время обучения ребята сумели сделать очень многое. Надеюсь, этот проект вдохновил всех участников на продолжение работы в сфере сохранения культурного наследия. И хочется верить, что желание узнавать что-то новое никогда их не покинет. 

Нина Рощева