Журналист Михаил Стацюк объяснил причины успеха новых медиа
Telegram-каналы похожи на кофейню, куда ты приходишь пообщаться с соседями и узнать от них последние новости.
В Санкт-Петербургском государственном университете состоялся мастер-класс главного редактора сайта Sobaka.ru Михаила Стацюка «Почему мы все теперь – медиа». Участники мероприятия узнали о трансформации роли редактора в современном СМИ, об опыте по перестройке редакции «Собака.ru» в четыре мини-медиа и новых экономических моделях существования глянцевых журналов.
Михаил Стацюк отметил, что в медиасфере за последние десять лет произошло несколько революций. Первая случилась в 2009 году, когда интернет изменил правила рекламного бизнеса, вторая – в 2012-м, когда журналы, в том числе и глянцевые, начали переходить в формат digital. Третья революция в СМИ происходит сейчас, у нас на глазах.
«В один прекрасный момент мы поняли, что журналист – больше не тот журналист, каким мы его всегда знали. Раньше он просто делал репортаж и отдавал текст – на этом его задачи заканчивались. В сфере digital журналист ещё и продюсер – он не только пишет текст, но и понимает, как его правильно упаковать и продвинуть».
Михаил Стацюк
Журналист подчеркнул, что если раньше СМИ приходилось конкурировать за рекламодателей, эксклюзивы, деньги и доверие подписчиков, то теперь они соревнуются, кто дольше удержит внимание аудитории.
Так, согласно исследованиям, 8 секунд – это средний период концентрации читателя на определенной публикации. За это время он успевает понять, интересен ли ему материал.
Именно поэтому сегодня журналисты сокращают контент, дробят его на разные публикации, добавляют эмоджи, а редакторы заменяют глаголы на тире, слова на двоеточия. Кроме того, современный читатель всё чаще выбирает узконаправленные медиаканалы.
«Мы все стали очень маленькими и нишевыми. И в какой-то момент в “Собаке.ru” создали отдельный telegram-канал “Что где есть в Петербурге”, и он стал активно расти. Мы решили разделить нашу редакцию на четыре редакции, отказаться от сайтоцентричности. У каждого редактора появился свой канал, и они начали работать с ними, как с отдельными медиапродуктами. В итоге каналы стали быстро расти, ими заинтересовались рекламодатели».
Михаил Стацюк
По мнению Михаила Стацюка, Telegram-каналы похожи на кофейню, куда ты приходишь пообщаться с соседями и узнать от них последние новости – разумеется, в субъективной форме. Они не только захватили внимание людей, но и оказали значительное влияние на язык журналистов.
«Вектором популяризации стала так называемая новая искренность. Каждый человек теперь СМИ. И в Telegram на первое место вышла аутентичность контента, эмоциональность. У аудитории повысился запрос на честность. Когда ты не заложник издательских домов и брендов, а сам оцениваешь рестораны или образы знаменитостей, то можешь позволить себе всё, что угодно».
Михаил Стацюк
После мастер-класса его участница Елизавета Трубина отметила, что вдохновилась идеей создания собственного медиаресурса и планирует развивать его — с опорой на рекомендации редактора сайта Sobaka.ru.
«Мне очень понравилось сегодняшнее занятие. Его тема, безусловно, очень важна для молодых журналистов. Михаил Стацюк не только рассказал, как устроен сайт издания «Собака.ru», но и поделился полезной информацией о том, как создать свой Telegram-канал, как раскрутить его, какие тренды существуют сегодня в этой области».
Елизавета Трубина
Завершая беседу, Михаил Стацюк призвал молодых людей ориентироваться на свою аудиторию и писать для неё живые и понятные тексты.
Яна Синикова