Живопись, опера, книги: гостям фестиваля «Друзья Петербурга» показали первый в России культурно-общественный центр
Картинный дом в Ораниенбауме был создан для хранения художественных коллекций наследника российского престола.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Петергоф»
Внук основателя Петербурга, император Пётр III, несмотря на всю свою противоречивость, был увлекающейся натурой. Вопреки расхожему мнению, он не только «играл в солдатики», но и с большим энтузиазмом изучал искусство, интересуясь книгами, музыкой и театром.

В этом убедились участники третьего ежегодного фестиваля «Друзья Петербурга», посетившие Картинный дом в Ораниенбауме. Здание, построенное по проекту мастерской архитектора Франческо Растрелли, создавалось специально для хранения художественных коллекций натот момент ещё наследника российского престола.

Во время экскурсии у петербуржцев была возможность изучить внутреннее убранство пяти залов постоянной экспозиции Картинного дома, открывшихся после реставрации в 2015 году.
Так, в Картинном и Двусветном залах вниманию гостей представили более 80 полотен западноевропейских мастеров XVI-XVIII веков. В целом же личная коллекция живописи Петра III насчитывала порядка 300-400 работ, что делало её одним из крупнейших частных собраний того времени.
Многие из картин были на библейские мотивы. На одном из таких полотен можно увидеть Амнона — сына царя Давида, вступившего в запретную связь с единокровной сестрой Фомарь.

Ещё одной страстью Петра III была музыка. Он не только с юных лет играл на скрипке, но и привлекал к музицированию придворных и их детей, которые по указу императора осваивали вокальное искусство. Кроме того, в период с 1755 по 1758 год в Картинном доме функционировал оперный театр, где помимо кантат, комедий и итальянских опер-сериа на музыку Франческо Арайи впервые была поставлена опера на русском языке — «Цефал и Прокрис». Оказавшись в реконструированном Оперном зале, участники экскурсии посмотрели мультимедийное представление, посвящённое истории русского театра эпохи барокко.
Также внук Петра Великого с большим удовольствием изучал естественные науки и даже создал в Картинном доме собственную Кунсткамеру, занимавшую сразу два помещения. Проводя время в личной лаборатории, правитель часто проводил эксперименты с зажигательными линзами, изучал свойства вакуума и различные минералы, а также исследовал анатомические редкости. Здесь же хранились предметы китайского декоративно-прикладного искусства конца XVII- XVIII века, вызывавшие у Петра Фёдоровича большой интерес.
Важным местом для научных изысканий и отдыха был и Кабинет-Библиотека. Придворный библиотекарь отмечал, что у императора был отличный вкус. Больше всего ему нравилось читать книги о военном деле, искусстве, историческую литературу и заметки путешественников. Богатая коллекция книг, насчитывающая свыше 4 тысяч различных томов, хранилась в резных шкафах и стеллажах, которые воссоздали в интерьерах Кабинета-Библиотеки и Кунсткамеры. При этом особенное место в экспозиции занимают предметы мебели, изготовленной по заказу Петра III специально для хранения различных коллекций.