Выставка-интервенция «Разговоры о хрупком» рассказала о памяти и наследии на языке декоративной керамики

Современные художники пригласили зрителей заглянуть в ушедшие эпохи, протянув нить времени от прошлого к настоящему.

В музее архитектурной художественной керамики на территории Петропавловской крепости открылась выставка-интервенция «Разговоры о хрупком». Художники-участники экспозиции обратились к вопросам исторического наследия и человеческой памяти, попытались переосмыслить формы декоративной керамики и найти их связь с современными практиками.

Свои работы для выставки, открывшейся в рамках фестиваля «Друзья Петербурга», предоставили Мария Торопыгина, Майя Харитонова, Мария Шильникова и Анна Вердиян.

В частности, Мария Торопыгинаспециально создала для этого события керамическую скульптуру из серии «Пять чувств» – абстрактную композицию, которая метафорически отсылает к одному из пяти базовых органов восприятия. Какому именно – художница предлагает решить каждому зрителю самостоятельно, опираясь на собственные ассоциации, спонтанные мысли и игру воображения.

Мария Торопыгина заметила, что у петербуржцев отпала практическая необходимость, а вместе с тем и техническая возможность, поддерживать такой элемент бытовой культуры, как изразцовые печи.

Однако в наш век стилизаций жители города испытывают потребность реконструировать утраченные или полузабытые фрагменты прошлого, заново придумывать их форму и содержание. Результат пластических поисков художницы неожиданно вписался в окружение из декоративных, нарочито театральных работ Михаила Врубеля, продолжая их растительные мотивы и развивая в объёме динамичные образы.

«ДНК Петербурга – это очень интересная тема. Ведь всё, что было до нас, мы знаем только из книг, чужих воспоминаний, переписок. Можно додумывать, реконструировать, но, как бы нам ни хотелось сохранить первоисточник, мы всё равно вплетаем в него часть своей личности»

Мария Торопыгина

Автор предположила, что, глядя на её скульптуру, человек с визуальным типом мышления подумает о декоре в стиле модерн, а те, у кого преобладает восприятие на слух, могут вспомнить услышанные где-то рассказы об изразцовых печах.

Кинестетики, в свою очередь, обратят внимание на плотные красочные слои, которые сами по себе хранят и накапливают память о материальной культуре города.

Так работы современных художников позволяют зрителям заглянуть в ушедшие эпохи, протянуть нить времени от наследия прошлого к настоящему и вписать осколки керамических изразцов XVIII и XIX веков в наши дни.