Выходные с «Друзьями Петербурга»
Приглашаем жителей и гостей Северной столицы сравнить мозаики Янтарной комнаты, по-новому взглянуть на шедевры Эрмитажа через призму спектакля-променада и погрузиться в прошлое приневских земель.
Материал подготовлен в рамках партнёрства с ГМЗ «Царское Село», Государственным Эрмитажем и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга
Впереди ещё одни «длинные» майские выходные, и многие наверняка предпочтут отправиться за город. Однако редакция «Друзей Петербурга» уверена, что истинные ценители культуры и искусства обязательно найдут один день, чтобы посетить любимые музеи.
«Осязание и обоняние»: две мозаики из Янтарной комнаты
Посетители Екатерининского дворца впервые за двадцать лет смогут одновременно увидеть в знаменитой Янтарной комнате две мозаики «Осязание и обоняние» – подлинную, которая обычно хранится в фонде и участвует во временных выставках, и воссозданную реставраторами.
Четыре флорентийские мозаики — «Зрение», «Слух», «Вкус» и «Осязание и обоняние» — были подарком императрицы

В 1997 году мозаика «Осязание и обоняние» появилась на чёрном рынке антиквариата в Бремене. Добиться её возвращения удалось спустя три года. Однако к этому моменту реставраторы Царскосельской янтарной мастерской уже завершили работы по воссозданию двух из четырех флорентийских композиций, в том числе и «Осязания и обоняния».
Интересно, что в распоряжении мастеров были только чёрно-белые фотографии и живописные эскизы итальянского художника Джованни Паоло Панини, которые были прототипами первоначальных композиций. С их помощью российские мастера выяснили цветовое решение и самоцветный состав мозаик. Для воссоздания использовались уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремний, забайкальский лазурит и другие самоцветы.
Последний раз оба произведения искусства выставлялись вместе после торжественного открытия воссозданной Янтарной комнаты в 2003 году.
Театр-лаборатория в Эрмитаже
Раз в неделю в залах Главного штаба петербуржцы могут принять участие в спектакле-променаде «Чудесный источник», авторы которого предлагают зрителям по-новому взглянуть на шедевры импрессионизма и постимпрессионизма, кубизма и супрематизма из собрания Эрмитажа.
Зрителей ждёт серия перформансов по мотивам произведений Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Каждая из композиций-этюдов — поток ассоциаций и образов, вызванных работами Клода Моне, Анри Матисса, Казимира Малевича, Пьера Сулажа, Поля Гогена.

В режиссёрских решениях задействованы самые разнообразные выразительные средства театрального языка: от пластических, музыкальных и цирковых элементов до инструментов иммерсивного и документального театра. В литературной основе звучат мотивы драматургии конца XIX–ХХ веков — отзвуки голосов Чехова, Беккета, Ионеско и других авторов.
Название проекту, который стал результатом сотворчества Государственного Эрмитажа и Российского государственного института сценических искусств, дала картина Поля Гогена «Чудесный источник». Его авторы — студенты и магистранты РГИСИ, режиссёрская мастерская Геннадия Тростянецкого (педагог-куратор Наталья Никуленко) и драматургическая мастерская Натальи Скороход.
Древнее прошлое приневских земель
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга 4 мая открывается экспозиция, посвящённая историко-культурному и археологическому изучению территории приневских земель. Её основа — коллекция предметов XIV — начала ХVIII века, обнаруженных во время археологических раскопок на территории крепости
Археологические находки — от вооружения до бытовых предметов — расскажут посетителям выставки о жизни крепости на протяжении четырёх столетий: с момента основания в 1323 году до начала XVIII века. Показанные в едином комплексе, экспонаты помогут составить полное представление о жизни этого древнего русского города–крепости и расскажут о бурной военной истории острова в истоке Невы.

Особый интерес экспозиция вызовет у любителей истории вооружения — коллекция оружия из археологических раскопок Орешка содержит практически все виды оружия и снаряжения ХIV-ХV веков, которые использовалось в это время на Северо-Западе Руси. Основную часть предметов доогнестрельного периода составляют наконечники стрел для лука и арбалета, фрагменты мечей, булавы, топоры, кинжалы.