Виват, «Полтава»: петербуржцам показали символ зарождения военно-морской мощи России

В рамках фестиваля «Друзья Петербурга» жители города на Неве получили уникальную возможность погрузиться в быт моряков корабля Петровской эпохи.

Экскурсию по воссозданному 54-пушечному линейному кораблю 4-го ранга «Полтава» провёл член экипажа, старший мастер одноимённой верфи исторического судостроения Виктор Мусюк. 

Он рассказал гостям о быте моряков XVIII века, объяснил принцип работы штурвала, якорного шпиля с битингами, а также водооткачных помп и других устройств.

На момент своего создания «Полтава» была не просто первым кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе, но и самым современным детищем Балтийского флота.

Особенно символично, что её точная копия создавалась в Лахте, где после 1732 года разобрали отслуживший свой срок оригинал.

«Главная проблема, с которой мы столкнулись при строительстве корабля — поиск брёвен нужного сечения: от большого количества сока многие из них начинают гнить изнутри. Особенно эта проблема актуальна для дуба, из которого собраны основные конструктивные элементы. Для внешней обшивки, подводной части и палубы использовали лиственницу, которая прекрасно чувствует себя в воде». 

Виктор Мусюк 

Не менее трудоёмкой была сборка линкора: для того, чтобы придать массивным доскам изогнутую форму, их приходилось распаривать в течение суток. Если загнуть их нужным образом не удавалось в течение 15 минут после того, как их доставали из специальной парилки, процесс приходилось начинать заново. В этом случае возникал риск, что из дерева выйдет слишком много влаги, а иссушенная заготовка треснет при очередной попытке сделать её частью корабля. 

Общая численность экипажа «Полтавы» в XVIII веке составляла порядка 450 человек. Корабль представлял собой плавучую крепость, где каждый квадратный метр был создан в угоду артиллерии: большую часть пространства занимали 6-, 12- и 18-фунтовые пушки, ящики с порохом и снаряды.

Впрочем, в отличие от моряков и матросов, которые проводили большую часть времени на открытой палубе (и там же спали вповалку в любую погоду), быт офицеров был скромен, но довольно приятен: около 40-50 человек проживали в отдельном помещении с минимальными удобствами вроде отдельной уборной, а также имели возможность отдохнуть в кают-компании, ненадолго позабыв о чинах и общаясь на равных.

Более того, здесь строго-настрого запрещалось обсуждать деньги, воинскую службу, власть и женщин. При желании помещение, которое также выполняло роль переговорной и столовой, обогревали с помощью специальных ваз с горячим углём и камнями.

Кроме того, специально для офицеров на борт брали домашний скот и птицу. Рацион моряков и матросов был куда проще, но обязательно включал в себя квашеную капусту и пиво — для профилактики цинги и дизентерии. 

Самым главным человеком на корабле (даже в присутствии императора) неизменно был капитан. Его личная и довольно просторная по сравнению с другими помещениями каюта находилась в кормовой части корабля и была самым сухим и тёплым помещением на судне. Единственный минус — качка здесь ощущалась гораздо сильнее, в чём убедились участники экскурсии.

При этом, несмотря на своё привилегированное положение, капитан не мог заходить в кают-компанию без приглашения офицеров. Как правило, они всегда звали его разделить с ними ужин или досуг, а отсутствие приглашения было способом выразить протест и продемонстрировать своё недовольство.

Также на борт всегда брали «доброго плотника», который обладал широкими познаниями в судостроении. Этот «зубастый мастер» мог выполнить ремонтные работы любой сложности и, как выразился Виктор Мусюк, «сделать что угодно из чего угодно, имея только гвоздь в руках». 

Хотя современная «Полтава» была спущена на воду в мае 2018 года и, будучи полностью функциональным судном (работают даже пушки), уже принимала участие в военно-морских парадах ко Дню ВМФ России, для широкой публики она прежде была недоступна. 

Специалисты верфи исторического судостроения «Полтава» рассчитывают как можно скорее подготовить корабль для работы в режиме музея и отмечают, что после его открытия планируют воссоздавать другие утраченные суда, чтобы как можно больше петербуржцев и гостей города на Неве могли узнать об истории и традициях русского флота.