Веселись, честной народ! Как «Петровская ярмарка» объединила прошлое, настоящее и будущее

Гости яркого двухдневного праздника посмотрели запоминающиеся выступления артистов, оценили многообразие национальных кухонь, увлекательные аттракционы и современные VR-технологии, а также приняли участие в различных мастер-классах.

На территории у «Газпром Арены» в минувшие выходные царил праздник: умельцы из разных регионов страны проводили увлекательные мастер-классы, угощали гостей блюдами национальной кухни, предлагали товары и деликатесы на любой вкус, а смех и возгласы детей, катающихся на каруселях, смешивались с музыкой, звучащей со сцены. Словом, второй фестиваль «Петровская ярмарка» получился ярким и запоминающимся.

Возвращение к истокам

Эпоха первого российского императора не случайно стала лейтмотивом «Петровской ярмарки», организованной ПАО «Газпром»: именно при правлении Петра Алексеевича эти традиционные для русской культуры мероприятия обрели особую популярность, а появление города на Неве и проводившаяся в XVIII веке денежная реформа стали мощными импульсами для развития торговли. 

Фото: ПАО «Газпром»

На одном из мастер-классов гости ярмарки могли самостоятельно отчеканить бородовой знак — металлическую монету, выполнявшую роль квитанции после оплаты пошлины на ношение бороды и усов. 

Получить его оказалось не так-то просто: поначалу требовалось сделать на реплике книгопечатного станка Ивана Фёдорова оттиск лубочной картинки «Цирюльник и раскольник», затем — отправиться к писарю, освоить азы каллиграфии и научиться обращаться с пером, написав челобитную государю, и только потом — явиться за заветным жетоном. 

Особый антураж создавали инструкторы, которые обучали гостей новым навыкам, озвучивая занимательные факты о концепции Русского мира, быте и традициях Святой Руси.

«Мы впервые были на «Петровской ярмарке». Человек, который показывал, как чеканятся монеты, очень интересно рассказывал об истории. Везде было здорово, но больше всего времени мы с дочкой провели именно там: так увлекательно и захватывающе узнать что-то новое».

АннаПосетительница «Петровской ярмарки».

Наряду с «монетным двором» одной из самых популярных площадок была «гончарная мастерская». Обогнув павильон, гости оказывались в светлице, где приветливые мастерицы учили петербуржцев работать с прялкой, показывали, как несколько веков назад создавались льняные и шерстяные полотна, рассказывали про равновесность ткани и устройства, которые использовали для её создания.

Фото: ПАО «Газпром»

Станок-корневушка, за которым работала московский фольклорист Елизавета Соколова, был создан более ста лет назад и после реставрации стал её спутником на тематических фестивалях и ярмарках. 

«Когда я начала изучать фольклор, этнографию, историю моей семьи, оказалось, что моя прабабушка по материнской линии была одной из лучших ткачих в деревне. Однажды дед ездил в Сибирь к родственникам и привёз с нашей малой родины кусочек ткани, которую она ткала. Когда я взяла его в руки, внутри что-то перевернулось: словно я прикоснулась к ней: той, что умела ткать, жила этим… С тех пор я поняла, что для меня очень важно сохранить и передать полученные знания своим детям, новым поколениям. Как веточка большого дерева передаёт следующим силы, полученные от корней».

Елизавета Соколова

Такие машины были распространены на русском севере и использовались в основном в промышленном производстве: для их изготовления искали огромные деревья, чьи корни отходили от ствола под прямым углом и тоже становились частью каркаса.

Фото: ПАО «Газпром»

А вот бёрдо, через которое продевались нити, покупались на ярмарках. Их мастерицы меняли по своему усмотрению и от количества зубцов зависела плотность ткани: чем их больше, тем тоньше получалось полотно. 

Угодили каждому

Затевая в стране масштабные перемены, Пётр Великий уделял большое внимание вопросам воспитания молодёжи. Спустя три с лишним века юные посетители «Петровской ярмарки» тоже «не бывали без дела». Любители изобразительного искусства посетили пленэр, где рисовали и раскрашивали открытки с видами Петербурга; делали свечи из вощины; играли в «Городки», сбивали деревянные столбики хлыстом, запускали кубарь; делали лубочные картинки; ткали очелья и веселились с артистами уличного народного театра «Петрушка».

Спрятавшись за ширмой, ведущий-пищик играл главную роль в иммерсивном спектакле, спрашивая у ребят и их родителей, как завоевать любовь куклы по имени Дуняша. Желая помочь озорному Петрушке, малыши охотно отвечали на его вопросы, подсказывали, какой подвиг растопит сердце тряпичной невесты и водили хороводы. 

Пока самые маленькие гости ярмарки восторженно следили за представлением, мимо то и дело пробегали пытливые подростки, участвующие в квесте: им предстояло обойти всю ярмарку, чтобы найти в павильонах ответы на десять вопросов и получить небольшой подарок. 

Фото: ПАО «Газпром»

К слову, корреспонденту «Друзей Петербурга» за успешное прохождение достался вкусный тульский пряник и необычные наклейки, напоминающие о празднике.

А женщины, которые на время могли вверить заботы о детях своим мужьям, могли научиться мастерить кукол-берегинь. 

«Вепская кормилка — куколка материнства и детства, — делалась из ваты, лоскутов ткани и ниток девушкой, которая планировала стать мамой. Сначала берегиня согревала пустую колыбель, а после рождения ребёнка её вешали над кроваткой, чтобы защитить малыша от болезней, порчи, нечистой силы. Подобные куклы-хранительницы делались разными народами во многих регионах России, но незначительно отличались друг от друга. Вепская, скорее всего, была узелковой: она связана с ребёнком и должна быть мягкой».

Светлана ВирячёваРуководитель народного самодеятельного коллектива студии «Рукомесло», Дворец Культуры г. Пикалёво.

Справа и слева от сцены дети и взрослые веселились на аттракционах, созданных специально для «Петровской ярмарки» по образцам ХVI-ХIX веков. В частности — качелях-лодочках и «Бегунках», напоминающих современный «Ветерок». 

Пожалуй, наибольший интерес посетителей вызвало «Колесо фортуны». Именно так эту круглую вертикальную карусель обозначил в своих заметках немецкий путешественник Герберштейн, побывавший на одной из русских ярмарок XVII века.

Фото: ПАО «Газпром»

Не исключено, что позже эта конструкция стала основой для известного всем колеса обозрения, появившегося за океаном только к началу XX века. Особенно порадовало, что все механизмы приводились в движение и раскручивались вручную, передавая дух времени и отражая характер залихватского русского гуляния.

Услада для глаз

Через несколько часов после начала «Петровской ярмарки» под звуки барабанной дроби появился Пётр I. Поприветствовав горожан и иностранных гостей, император обошёл торговую площадь, а о его приближении собравшийся на празднике народ оповещала колонна марширующих барабанщиц.

Фото: ПАО «Газпром»

В дальнейшем государь, как это как это часто бывало на самом деле, затерялся в пёстрой толпе, но временами рост «выдавал» его в ярмарочной суете. Он то задумчиво наблюдал, чем занимаются юные петербуржцы на мастер-классах, то внимательно изучал разнообразные угощения и деликатесы, размеренно прогуливаясь вдоль торговых зон, посвящённых традициям Урала и Поволжья, севера и юга России.

Посмотреть было на что: прилавки ломились от товаров, привезённых более чем из восемнадцати регионов присутствия «Газпрома» — от Ямала до Краснодарского края. 

Покупателям предлагали щучью и баклажанную икру, вяленого леща и муксуна, всевозможные виды мяса и сыров, сало, копчёную грудинку, башкирский мёд, арахисовую халву с какао, гранатом и фисташками, кедровый марципан, протёртую с сахаром смородину, чак-чак, всевозможные виды чая и сиропов, пряники, варенье, сосновые шишки в молочном, чёрном и белом шоколаде — и это далеко не полный список товаров!

Тем временем модницы рассматривали украшения с уральскими самоцветами, кутались в оренбургские пуховые «паутинки», примеряли береты, шапки и перчатки, красовались перед зеркалами в пальто и шубках, а также присматривали зонтики на осень. Особенно взгляд цеплялся за работы владимирских умельцев из художественной мастерской «Шик», которые шьют и наносят на одежду из натуральных тканей уникальные рисунки в технике холодного батика и фелтинга.

Среди тематических фудкортов особой популярностью у желающих попробовать блюда национальной кухни пользовались «Уральские сказы», где угощали пельменями с щукой, редькой и свежей петрушкой, посикунчиками, домашним салом, квашеной капустой, бородинским хлебом, сбитнем и тремя видами чая.

В «Северной Пальмире» подавали преснушки с картофелем, пирожки с балтийской сельдью, жареные пирожки с мясом по-ленинградски и ароматный бульон. 

Оказавшись в «Волжских далях», петербуржцы могли попробовать сочные саратовские колбасы из курицы и мяса, приготовленные на гриле.

А гостей фуд-корта «Финский залив» местные производители угощали блинчиками и тремя видами кваса. 

Оба павильона появились на фуд-корте впервые и помимо традиционных блюд там продавался более привычный для современного городского жителя перекус: различные сэндвичи, картофель фри, кесадильи, наггетсы, крылышки, картофель фри и хот-доги, несколько видов лимонадов, а на десерт — орешки с варёной сгущёнкой и мороженым. 

Словом, организаторы позаботились, чтобы голодным не остался никто. 

История продолжается

Сочетание прошлого и современности можно было встретить не только в обеденных зонах. Так, на большой сцене неподалёку от старинного гончарного круга выступали финалисты и победители корпоративного фестиваля «Факел».

Пока лауреаты из студии Inside Dance Zone показывали акробатические номера в русских народных танцах, девушки из танцевального коллектива «Вдохновение» покоряли зрителей чувственной современной хореографией. Такое же разнообразие продемонстрировали вокальные коллективы и солисты: ярмарочные песни-заклички сменялись эстрадно-джазовым вокалом и популярными хитами последних десятилетий.

Фото: ПАО «Газпром»

Однако ни разнообразная концертная программа, ни соседство большого высокотехнологичного стадиона со старинными каруселями отнюдь не вызывало диссонанса. Напротив — картинка наслаивалась одна на другую, как если бы история соприкоснулась с текущим моментом.

Наиболее ярко это ощущалось в зоне «Цифровая Кунсткамера», где с помощью VR-очков все желающие (а их было много) могли отправиться в прошлое и увидеть фасады, залы и академическую библиотеку «кабинета редкостей» в их первоначальном виде. Виртуальный музей создавался на основе масштабного историко-архитектурно-музееведческого исследования. 

Детализация поражает: некоторые интерьеры проработаны так тонко, что на сводах виртуальных потолков можно увидеть трещины и неровности. 

«Создавая эту площадку, нам хотелось затронуть важность истории в современном мире: проекты вроде «Цифровой Кунсткамеры» и «Янтарной комнаты», представленной на «Петровской ярмарке» в прошлом году, создаются по архивным записям, используются для обучения в университетах, открывая для исследователей новые горизонты». 

Никита ФроловКуратор «Петровской ярмарки» 

Посещение подобных VR-пространств на традиционных ярмарках позволяет наряду с мастер-классами изучать историю в игровой форме, объединяя прошлое с будущим. При этом детали современного антуража позволяют людям чувствовать себя комфортнее.

«Это очень важно, если мы хотим возродить в Петербурге такой вид досуга, как традиционные ярмарки. Ведь когда-то именно они становились пространством для встреч, помогали людям социализироваться, узнавать самые свежие новости, впервые знакомиться с продукцией и жителями из других регионов. И наблюдать, как люди общаются, улыбаются, приглашают друзей и говорят, как им понравилось… Пожалуй, это самое главное, чего нам хотелось».

Никита Фролов

Во время цифрового тура путешественники во времени также послушали увлекательную лекцию, а после могли поучаствовать в розыгрыше призов. Для этого требовалось запомнить интересные факты, рассказанные в 14-минутном фильме.