События

В Русском музее стартовал цикл мастер-классов «Искусство реставрации: „Помпея“ Брюллова»

Студенты профильных вузов смогут на практике познакомиться с тонкостями будущей профессии.

Материал подготовлен студенческим отделом редакции «Друзья Петербурга» в рамках партнёрства с Русским музеем

Для участников направления «Наставничество» в Государственном Русском музее (ГРМ) прошёл мастер-класс, посвящённый процессу восстановления знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Эта встреча стала первой в цикле практических занятий «Искусство реставрации: „Помпея“ Брюллова», благодаря которым студенты профильных вузов смогут на практике познакомиться с тонкостями будущей профессии. Цикл организован многофункциональным проектом «Друзья Петербурга» совместно с ГРМ. 

На первом занятии участники мастер-класса под руководством специалистов отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея исследовали красочный слой картины, при помощи технических приборов изучили покровный лак и проанализировали состав пигментов полотна.

Также будущим реставраторам рассказали о том, как сотрудники отдела реставрации золочёной резьбы будут восстанавливать раму, созданную специально для всемирно известного произведения.

«В течение двух месяцев наш отдел занимался исследовательской работой. Мы делали контрольные участки расчистки и отрабатывали методики, которыми будем руководствоваться во время работы по утоньшению лака. Недавно мы провели расширенный реставрационный совет, в котором приняли участие представители Министерства культуры и ведущих музеев России. И сейчас мы уже приступаем к процессу послойного утоньшения лака по всей поверхности картины». 

Марат ДашкинЗаведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея

Во время мастер-класса студенты не только детально изучили состояние картины, но и узнали ответы на многие интересующие их вопросы, например, почему страдает декор, почему деформируется рама, а также по какой причине повреждаются грунты.  

Полотно «Последний день Помпеи», написанное Карлом Брюлловым в 1833 году, считается знаковым для Русского музея – произведение включено во всемирный перечень шедевров. В 1995 году сотрудники ГРМ провели реставрацию холста, который почти истлел и был испещрён разрывами. Однако живописный слой оставался неприкосновенным.

В середине 2023 года было принято решение о масштабной реставрации полотна, во время которой предстоит очистить картину от многочисленных записей, убрать затёки, трещины и загрязнения. Сейчас картину демонтировали. Реставрационный процесс происходит за стеклянным ограждением и будет абсолютно открытым на протяжении всех этапов работы.

Полина Гаер